П.К. Козлов: покоритель Азии
Лариса Адамова
15 октября родился Пётр Кузьмич Козлов (1863-1935) — русский, советский исследователь Центральной Азии и Тибета.
«Путешественнику оседлая жизнь, что вольной птице клетка» — в этих словах весь Петр Кузьмич Козлов с его страстной, не угасавшей до последних дней жизни жаждой изучения природы земли, быта и культуры народов, населяющих неведомые ему край.
Первую школу исследований П. К. Козлов прошел в экспедициях Н. М. Пржевальского. После смерти своего учителя Петр Кузьмич принимал участие в экспедициях М. В. Певцова и В И. Роборовского, а затем сам возглавил три центральноазиатские экспедиции.
Каждое путешествие приносило Козлову радость и успех, обогащало отечественную и мировую науку ценными материалами. И, однако, наиболее удачной по своим результатам как впоследствии писал сам Петр Кузьмич, была его первая самостоятельная экспедиция 1899—1901 гг. в Монголию и Кам (юго-восток Тибета).
В 1907—1909 гг. П. К. Козлов возглавил экспедицию, проводившую исследования во Внутренней Монголии и на северо-востоке Тибета, в области Амдо. Его дневники заполнялись ценными географическими сведениями, описаниями крупнейших северотибетских монастырей, зарисовками картин жизни тибетцев-кочевников.
Но наиболее важные открытия совершены в песках пустыни Алашань (китайская провинция Ганьсу), где путешественнику удалось обнаружить засыпанный песками город Хара-Хото, один из культурных центров древней Азии. Козлов извлек многочисленные предметы материальной культуры исчезнувшего тангутского государства Си-Ся. Среди находок оказались книги, предметы буддийского культа и многое другое. Это было одно из крупнейших археологических открытий XX века, пролившее свет на историю центральноазиатских народов раннего средневековья.
Археология увлекала П. К. Козлова не менее географии. И в своей новой экспедиции 1923—1926 гг., снаряженной уже при Советской власти, он уделяет археологии большое внимание. В лесистых горах Хэнтэй, в Монголии, он открыл так называемые Ноинулинские курганы — место захоронения знати восточных гуннов, живших более 2000 лет назад в Монголии. Домашняя утварь, куски художественной ткани и другие сокровища, найденные в могильниках, раскрыли картину социальных отношений гуннов, подтвердили широкие культурные и экономические связи, имевшиеся уже в то время между Востоком и Западом. Результаты экспедиции заполнили новые, неясные до того страницы истории народов Центральной Азии. Одновременно были расширены и географические сведения о Монголии.
52 года жизни отдал П. К. Козлов изучению Азии, свыше 15 лет из них провел в странствиях по Азиатскому материку. 50 тысяч километров экспедиционных дорог остались за его плечами, многие горные хребты и реки Центральной Азии и Тибета впервые нанесены на карту его рукой.
Имя замечательного путешественника и исследователя увековечено в географических названиях, в названиях открытых им видов животных и птиц.