С.Т. Аксаков: Сокровищница русской культуры
Михаил Кечинов
1 октября родился великий русский писатель Сергей Тимофевич Аксаков (1791-1859).
Есть в Подмосковье небольшое живописное местечко — Абрамцево. Здесь, на берегу тихой речушки Вори, стоит старый дом, по ступеням которого не раз поднимались Гоголь, Тургенев, Щепкин.
С этим домом связаны последние годы жизни Сергея Тимофеевича Аксакова. Не один час провел он под сенью деревьев, глядя, как уходящее солнце роняет золото в воды притихшей реки.
Здесь написал он свои воспоминания рыболова и охотника, названные им незатейливо: «Записки об ужении рыбы», «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», «Рассказы и воспоминания охотника о разных охотах». В них он делился с читателями всем что видел и слышал, бродя с ружьем по лесам и полям, сидя с удочкой на берегу реки.
Книги имели большой успех. «Дай бог,— писал Гоголь автору,— чтобы мои мертвецы (намек на «Мертвые души», — Ред.) вышли бы так живо, как ваши кулички».
К этому времени имя Аксакова было уже хорошо известно в литературных и театральных кругах Москвы и Петербурга. Его статьи и заметки о театре и литературе часто появлялись в журналах.
Талант писателя, долгие годы таившийся в Аксакове, пробудил в нем Гоголь. Знакомство с автором «Мертвых душ» перешло постепенно в дружбу и оказало огромное влияние на дальнейшую судьбу Аксакова.
Настойчивые уговоры Гоголя и успех охотничьих записок побудили Сергея Тимофеевича приступить к работе над «воспоминаниями прежней жизни». Так появились лучшие произведения Аксакова: «Семейная хроника», описывающая жизнь его предков-помещиков, и «Детские годы Багрова-внука» — о его собственном детстве.
Автор не осуждал крепостнических порядков и нравов помещиков. Но на розовом фоне тихой и безмятежной помещичьей жизни в его книгах вставали правдивые картины произвола господ и страданий крестьян — картины, полные такой силы, что, как говорил М. Е. Салтыков-Щедрин, только близорукие могли увидеть в произведениях Аксакова воспевание прошлого.
Поразило современников и большое художественное мастерство писателя. Образы его были сочны, яркими красками заблистала на страницах его книг родная природа, зазвучала настоящая русская речь, «добродушная и прямая, гибкая и ловкая» (Тургенев). Произведения Аксакова прочно вошли в сокровищницу русской культуры.