Великая битва под Москвой
Лариса Адамова
Утром 30 сентября 1941 г. соединения немецко-фашистских войск нанесли удар по оборонительным порядкам Брянского фронта. А 2 октября в наступление против Западного и Резервного фронтов перешли основные силы вражеской группы армий «Центр». Так началось генеральное наступление гитлеровских войск на Москву.
Боевые действия разворачивались в крайне неблагоприятной для нашей Родины обстановке: эвакуированные на Восток военные предприятия находились в пути или только налаживали производство на новом месте; стратегические резервы Ставки Верховного главнокомандования еще формировались; ослабленные в непрерывных боях фронты не успели создать прочную оборону.
Военное руководство фашистской Германии тщательно готовило операцию под кодовым названием «Тайфун». Для ее проведения было сосредоточено более 1 млн. солдат и офицеров, 1700 танков, 950 самолетов, около 19,5 тыс. орудий и минометов, что обеспечивало врагу примерно полуторное превосходство в живой силе и более чем двойное в боевой технике.
Советские воины мужественно приняли неравный бой. Каждый метр нашей земли давался врагу ценой огромных потерь. Однако неравенство в силах было слишком велико. Противнику удалось прорвать оборону, окружить к 7 октября в районе Вязьмы часть войск Западного и Резервного, а южнее и Брянского фронтов. Но даже в окружении наши бойцы сражались с беспримерной стойкостью и сковали десятки неприятельских дивизий.
В тяжелое положение попали войска Брянского фронта. Противник захватил Орел, Брянск, Карачев, подошел к Туле. А на северо-западном направлении наши войска были вынуждены оставить Калинин. Особенно тревожные дни пережили защитники столицы, когда 5 октября танковые группы противника неожиданно появились в тылу Западного и Резервного фронтов, захватили Юхнов. Возникла реальная угроза прорыва врагом можайской линии обороны.
На защиту советской столицы были мобилизованы все наличные ресурсы. Путь врагу наряду с регулярными частями Красной Армии преградили курсанты военных училищ и слушатели академий, воины Московской ПВО, запасных и тыловых частей. В боевой строй народного ополчения стали новые десятки тысяч трудящихся Москвы и области, почти половина состава московских партийной и комсомольской организаций. Этот боевой заслон доблестно сдерживал натиск противника до выхода на оборонительные рубежи воинских соединений фронтов и резервов Ставки.
В октябре были осуществлены и крупные организационные мероприятия: воссоздан Западный фронт, командование которым принял Г. К. Жуков; образованы Калининский фронт и Московская зона обороны. Тем временем на подмосковных станциях выгружались прибывавшие из тыловых округов части и соединения; все больше поступало боевой техники и боеприпасов.
Нарастающее сопротивление советских войск вынудило немецко-фашистское командование приостановить в конце октября наступление. Передышка, однако, была короткой. 15—16 ноября две мощные группировки врага нанесли удары в обход Москвы; с севера — на Клин, Солнечногорск и с юга — на Тулу Каширу. Вновь на подмосковных полях разгорелось ожесточенное сражение, в котором бессмертной славой покрыли свои боевые знамена многие соединения и части Красной Армии, народного ополчения и партизаны. Несгибаемую стойкость продемонстрировали, например, воины 16-й армии, возглавляемой генерал- лейтенантом К. К. Рокоссовским, и, особенно, бойцы 316-й стрелковой дивизии генерала И.В. Панфилова преградившие путь лавине вражеских танков, рвавшихся к Москве по Волоколамскому шоссе,
В конце ноября гитлеровцы, напрягая все силы, форсировали северо-западнее Москвы канал Москва — Волга у Яхромы, а юго-восточнее столицы достигли Каширы. В первых числах декабря наступление немецко-фашистских войск окончательно захлебнулось. Враг вынужден был перейти к обороне,
А 5—6 декабря войска западного, левого крыла Калининского и правого крыла Юго-Западного фронтов перешли в контрнаступление и отбросили противника на ряде участков более чем на 300 км от столицы.
В результате этой первой в Великой Отечественной войне масштабной наступательной операции Красной Армии, имевшей стратегическое значение, советские войска разгромили 38 вражеских дивизий, в том числе 11 танковых, освободили 11 тыс. населенных пунктов, ликвидировали непосредственную угрозу Москве и Московскому промышленному району.
Разгром немецко-фашистских войск под Москвой до основания потряс гитлеровскую военную машину, сокрушил авантюристический план «молниеносной войны», развеял миф о непобедимости вермахта. Эта историческая победа советского оружия знаменовала собой начало коренного поворота в ходе войны, переход стратегической инициативы к Советским Вооруженным Силам.
Волоколамское шоссе
Москва. Ноябрь.
А между сосен
Во всей стремительной красе
Летит в дымящуюся осень
Волоколамское шоссе.
Замерзнуть не успела Руза,
Как двинулись на смертный бой
Грузовики с гремучим грузом
И танки тесною толпой.
На миг мелькнув папахой сивой
И сединою на виске,
Иван Васильевич Панфилов
Промчался на броневике.
Шли добровольцы Подмосковья,
Шли горняки и слесаря,
Туда, где порохом и кровью
Обозначала путь заря.
Шоссе хранило след летучий,
Вело в бессмертие оно.
И бомбы падали сквозь тучи,
Не попадая в полотно.
А по обочинам дороги,
С пути отброшенные прочь,
Раскинув руки, скорчив ноги,
Враги лежали…
Мчалась ночь.
Шоссе, трубя победным рогом,
Спешило обогнать молву
И не хотело стать дорогой
В заиндевевшую Москву.
Натянутое до предела,
Во всей стремительной красе,
На запад от Москвы летело
Волоколамское шоссе.
1942 г. Марк Лисянский