Н.А. Островский: «Дружба, честность, коллективизм, гуманность»
Михаил Кечинов
29 сентября 1904 года родился Николай Алексеевич Островский (1904-1936) — советский писатель, большевик, автор романа «Как закалялась сталь».
Степь. Ветер. Огонь. Бои. Дымная пыль. Раны и потери. И это строительство узкоколейки, невероятное и решительное до безумства, как семнадцать конармейских атак под Новоград-Волынском. Не это ли начальные позывные будущего писателя Николая Островского? Слова-события, слова-судьбы.
Жизнь, вспыхнув от ветра правды, пламенела закалом стали. Можно было сгореть в этом пламени, не вынести натиска тяжестей, сорваться:
«Эгоист погибает раньше всего. Он живет в себе и для себя».
«Умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой. Сделай ее полезной».
Строки, как болевой след еще не ушедшей опасности…
Николай Островский — человек и писатель немедленного действия. Категоричный, молодой и пылкий романтизм его чувств и оценок — лицо его стиля, темперамента. Но это и цвет того времени, когда смену дней не называли буднями.
Боец Первой Конной Николай Островский говорил своим читателям: «Меня часто спрашивают, как я стал писателем. Этого я не знаю. Но как я стал большевиком, это я хорошо знаю!»
Строки, которые вызывали память и сердце Николая Островского, были не просто выношены, продуманы, а словно взяты с бою, в атаке. Слова напряженные, динамичные, большие и чуткие, как в поэтической классике. Плавную, лирическую акварель то и дело сменяют горячие, пылающие строки. С ходу, в один миг они вызывают ответное настроение у читателей.
События в романах Николая Островского не перетасовать, как письма в почтовом ящике. Они движутся, растут вслед за характерами и ощущениями героев. События бьются о крутой берег эпохи, мчатся с ураганной быстротой.
Может быть, впервые в искусстве слово «цель», развеяв мираж и туманы, обрело такую человеческую ясность, теплоту. Не только идти вперед, но и жить будущим. В ряду других смысловых понятий для героев Островского слово «цель» становится как бы именем собственным. Писатель и его герой Павел Корчагин видят идею-цель с такой же непосредственностью, как мы видим природу и людей при свете дня. Цель в них и для них. Цель — осознание честности и правоты в выборе пути. Будущее живет в настоящем борьбой за освобождение человечества. Будущее смотрит в лицо тревожным, очевидным счастьем.
Цель распространима на судьбу народа и жизнь каждого.
«Человек иногда бывает довольно злым и никчемным существом,— говорил Николай Островский. — Человеком его делает идея».
Книги Николая Островского и есть рассказ о том, как вырастала в страданиях и невзгодах эта жизнь, во всю меру испытавшая чувство будущего.
Потрясенные мораль и нравственность обрели в Павле Корчагине новую жизненность, мужество, пленительность и чистоту. И за Павла Корчагина говорит писатель в одном из своих литературных выступлений:
«Дружба, честность, коллективизм, гуманность — наши подруги. Воспитание мужества, отваги, беззаветная преданность революции, ненависть к врагам — наши законы».
Почти у каждого писателя есть свой читатель. Иные даже пишут в расчете на своего, как они думают, понимающего читателя. Николая Островского знают и читают все. Из поколения в поколение. Книга стала учебником жизни, исповедью человека-героя, романом воспитания.
Прочитайте еще раз письма Николая Островского. Они дышат радостью, творчеством, энергией, оптимизмом, полнотой и многообразием жизни.
В своем письме творческому коллективу Одесской кинофабрики о задуманном кинофильме по роману «Как закалялась сталь» Островский писал: «Помните, что Павка Корчагин был жизнерадостный, страстно любящий жизнь юноша. И вот, любя эту жизнь, он всегда готов был пожертвовать ею для своей Родины. Павка не должен выйти суровым, хотя он хотел казаться таким. Жизнь била в нем ключом, прорывалась наружу сквозь внешнюю суровость».
Таким живет в нашем сознании Павел Корчагин. Таким вошло в жизнь бессмертие Николая Островского.