История одной фотографии
Сергей Корнеенко
2 сентября 1945 г. была провозглашена Демократическая Республика Вьетнам.
…Узнав, что предстоит карательная акция против нескольких «прокоммунистических» деревень провинции Тэйнинь (Южный Вьетнам), американский репортер уговорил летчиков взять его с собой. Ему «повезло»: он сделал сенсационный снимок, который обошел многие газеты капиталистических стран. На фотографии девочка, горящая, как факел, от напалма, убегает из деревни, гибнущей в волнах пожара. Было это в 1972 году.
Девочку звали Фан Тхи Ким Фук. К моменту трагедии ей исполнилось девять лет. Девочка-факел стала как бы символом варварства американской военщины.
Шли годы. Потерпела поражение более чем полумиллионная армия американских агрессоров, а потом рухнул и марионеточный режим, созданный ими в Южном Вьетнаме.
Американская пропаганда, которая пытается обелить свою преступную войну во Вьетнаме, в 1983 году извлекла из архивов старую фотографию и решила сделать из нее новую политическую рекламу. Оказывается, сообщали американские газеты, будто бы Фан Тхи Ким Фук не погибла, ее спасли «заботливые» дяди из США, и она живет в Америке.
В канун славной годовщины освобождения Южного Вьетнама в городе Хошимине проходила фотовыставка «Напалм Америки и сила Вьетнама». Первую премию присудили фотокорреспонденту Куанг Миню за очень лиричный портрет симпатичной девушки. В фигуре, выражении лица, во взгляде чувствуется гордость, пытливый ум. Как выяснилось, это был… портрет той самой Фан Тхи Ким Фук, которую американская пропаганда прописала где-то в Америке.
Она действительно не погибла в 1982 году долгие и напряженные усилия вьетнамских врачей увенчались успехом. Все годы после освобождения девушка, преодолевая болезнь упорно училась. Она успешно окончила среднюю школу, поступила в медицинское училище в родной провинций Тэйнинь.
Здесь и произошло памятное совпадение: фотомастер сделал отличный портрет человека, о необыкновенной судьбе которого члены жюри узнали только после присуждения премии.
Фан Тхи Ким Фук сама побывала на выставке, видела фотографии, на помнившие ей страшные годы американской агрессии. Собственная жизнь