«Офисный планктон» в болоте капитализма
Сергей Корнеенко
Термин «планктон» впервые был озвучен в конце 1880-х немецким океанологом Виктором Хензеном. С точки зрения гидробиологии, планктон – простейшие организмы, свободно дрейфующие в толще воды, неспособные сопротивляться течению и другим, более развитым существам. Им это и не нужно, ведь они служат доступной пищей для других водных животных.
Нелицеприятный эпитет «офисный планктон», по некоторым источникам, зародился еще в середине 20 века именно по аналогии со свойствами простейших организмов, о которых говорится выше. Хотя таким термином можно в равной степени «окрестить» любую нетворческую профессию, будь то продавец, таксист, тракторист, солдат или слесарь, именно к офисным работникам это выражение приклеилось как нечто унизительное и оскорбительное.
В природе планктон выполняет важные функции. Помимо того, что он является основой питания для большинства рыб, он также потребляет формирующееся в водоемах и приносящееся извне органическое вещество, т.е. участвует в самоочищении водоёма. Однако, если планктона развелось слишком много, это свидетельствует о сильной загрязнённости воды органическими веществами.
Может ли человек, получивший высшее образование, строящий амбициозные планы на будущее, довольствоваться выполнением в обществе схожих функций и вести «планктонный» образ жизни? А будущий «планктон» никто не спрашивает. Живые и бодрые, с горящими глазами и хорошо подвешенными языками, выпускники какой-либо alma mater, берутся за работу не по специальности, готовы мотаться по клиентам в любую погоду, принимать сотни звонков в день от ИП Шагирмардановичей, обзванивать целыми днями многочисленных «марьиванн» и так далее. Именно таких молодых, энергичных и свежих, с распростёртыми объятьями ждут и непрерывно воспитывают в офисах.
Спустя время молодой специалист, получивший невостребованную профессию, превращается в вялого, безынициативного офисного работника, чей труд не имеет никакой творческой составляющей.
Работа «планктона», занимающая у него почти все свободное время, отражается в «принципе минимального удовлетворения». Нет мотивации делать работу лучше. Им это и не нужно. В определённый момент приходит смирение. Вряд ли руководитель снизойдет до повышения заработной платы. Главное – не делать хуже, а то уволят.
Кто-то не выдерживает, но большинство незаметно для себя принимает «планктонный» образ жизни, благо для этого в обществе созданы все условия.
Как выглядит рабочий день офисного планктона? Пришел, выпил кофе, поговорил с коллегами обо всём произошедшем со вчерашнего дня, покурил, сел к компьютеру, выпил чаю, посмотрел картинки, которые прислали тебе друзья из соцсетей, поделился своими. Внезапно подкралось время обеда. Потратив еще полчаса на сбор коллег, «планктон» отправляется в кафе. Там он чинно-размеренно просидел законно отведенный на обед час, затем возвратился, покурил, снова выпил чаю и, наконец, приступил к работе. В этот момент на помощь приходят различные многочисленные развлекательные веб-сайты и социальные сети. Так, периодически отвлекаясь от интернета на работу, с перерывами на чай-кофе-перекур, «белый воротничок» заметил, что стрелка часов постепенно приблизилась к заветной цифре 18:00, поэтому где-то за полчаса пора начинать собираться.
Так проходят день за днём, неделя за неделей, месяц за месяцем обычного «офисного планктона». Со стороны кажется удивительным то, каким образом представители этого вида работников, проводя почти всю жизнь в рамках офиса и одного коллектива, находят темы для нескончаемых бесед. Не требуется провести в их среде много времени, чтобы понять, что темы для разговоров у офисных работников в 99% случаев ограничиваются довольно узким спектром. Не вдаваясь в подробности, у «планктона» женского пола это одежда и модные телепередачи, у мужского – последние новинки телефонов и разнообразные марки автомобилей. Также одной из излюбленных и «очень важных» тем, как у женщин, так и у мужчин является необходимость обсуждения планируемого/прошедшего отпуска. Даже удивительно, с каким озабоченным выражением лица они возмущаются тем, что в трехзвездочном отеле в Турции им забыли положить мыло в ванной, и рассказывают о том, что слетать в Испанию гораздо дешевле, если воспользоваться т.н. «горящим туром».
Руководитель всего этого дела, наверное, не отказался бы, если бы его подчиненные работали лучше, но он не знает, зачем и как, и, не утруждая себя решением этой проблемы, навещает контору пару раз в неделю.
«Планктон» цветёт… Если он цветёт, значит, это кому-нибудь нужно… Кому? Вероятно, тому, кто заинтересован в том, чтобы человеческое общество не отличалось от водоёма, в котором бы поддерживался некий устойчивый баланс, закрепляющий за членами общества определённые функции в пищевой цепочке.
К слову, в природе планктон не водится в чистой, проточной воде, и вообще, является прекрасным индикатором для оценки качества воды. Способен ли человеческий «планктон» понять, какую роль он играет в капиталистическом обществе и какую функцию выполняет?