Батька Минай
Лариса Адамова
Так любовно прозвали в народе легендарного партизанского вожака Миная Филипповича Шмырева.
За героизм, проявленный в годы гражданской войны в боях против белогвардейцев и кулацко-эсеровских банд, Шмырев был награжден орденом Красного Знамени и именными серебряными часами. Уже тогда слава о нем летела по всей округе.
Отечественная война застала Миная Филипповича на должности директора Пудотьской картонной фабрики, что на Витебщине. Ему уже шел шестой десяток, но остаться в стороне от борьбы он не мог. В июле 1941 года Минай Филиппович создал один из первых партизанских отрядов в области. Только за первые два месяца отряд провел двадцать семь боевых операций, уничтожив около двухсот гитлеровцев, десятки машин и автоцистерн с горючим, сжег восемь шоссейных мостов. Гитлеровцы вынуждены были вывесить повсюду плакаты: «Осторожно! Дорога запартизанена».
Город Сураж. С трех сторон партизаны-минаевцы внезапно ворвались осенней ночью на улицы и площади города и разгромили местную комендатуру, гестапо, службу безопасности СД, полицию, жандармерию. Было убито более ста фашистов. Переправившись через Западную Двину, партизаны без потерь вернулись на свою базу — в Щелбовский лес. Сообщение об этом нападении было передано Совинформбюро.
Весной сорок второго года отряд Шмырева слился с другими отрядами, образовав Первую Белорусскую партизанскую бригаду. Возглавил бригаду Минай Филиппович.
Полгода партизаны бригады Шмырева с помощью частей Советской Армии прочно удерживали знаменитые «суражские ворота» протяженностью до сорока километров на линии фронта Усвяты — Велиж. Через «ворота» из вражеского тыла было эвакуировано на Большую землю около двухсот тысяч населения, которому угрожал угон на фашистскую каторгу.
Тщетно пытались гитлеровцы расправиться с батькой Минаем и его товарищами. Не помогла и приманка в пятьдесят тысяч марок, обещанных тому, кто доставит Шмырева живым или мертвым.
Незадолго до войны у Шмырева умерла жена, оставив ему четверых ребят. Самой старшей, Лизе, было четырнадцать, а младшему сыну, Мишутке, третий пошел. Дети остались у родных — в Пунище и Храпаках.
Поздней осенью каратели окружили Пунище и Храпаки и схватили детей — их выдал предатель. Заодно забрали сестру Шмырева Анну и тещу. Через некоторое время партизаны принесли в отряд сорванную с дорожного столба листовку: «Шмырев, сдавайся! Если не объявишься, то детей твоих и все родство твое в корень переведем».
Никто не знает, сколько бессонных ночей провел Минай, сколько о своих детях дум передумал.
Долг солдата, гражданина, коммуниста взял верх над чувством отца. Минай остался с партизанами. Фашисты расстреляли его детей и родственников.
Шмырев тяжело переживал это горе, но не согнулся.
После войны Герой Советского Союза Минай Филиппович Шмырев много лет трудился на советской и хозяйственной работе.
Умер он в 1964 году и похоронен в Витебске — на высоком берегу Западной Двины.
Клятва советского партизана
Я перед лицом моей Родины, перед лицом моего народа КЛЯНУСЬ. До последнего дыхания быть преданным великому делу освобождения моей Родины. Быть смелым, мужественным, беспощадным в борьбе с оккупантами. Держать в строгой тайне существование и деятельность организации. Беспрекословно выполнять все распоряжения моих руководителей. А если придется погибнуть от руки врага, то умру честно,— не попросив у врага пощады, не выдав товарищей. Если же по трусости или по злому умыслу я нарушу данную мной клятву, то пусть наказанием мне будет всеобщее презрение и смерть от руки моих товарищей.