
Максимильен Робеспьер. Неподкупный
Лариса Адамова
6 мая 1758 года, родился Максимильен Робеспьер – один из лидеров Великой Французской революции, глава радикального революционного движения — якобинцев.
Робеспьер Максимильен Мари Изидор родился в Аррасе в семье потомственного адвоката. Учился на юридическом факультете Сорбонны. Адвокатурой занимался в Аррасе, где завоевал репутацию бескорыстного защитника обездоленных и угнетенных.
В мае 1789 года безысходный кризис заставил абсолютную монархию Людовика XVI созвать высшее сословно-представительное учреждение — Генеральные штаты. Робеспьер был избран депутатом от третьего сословия Арраса. В Генеральных штатах, а затем в сменившем их Учредительном собрании Робеспьер почти в одиночку, третируемый лидерами либерального дворянства и крупной буржуазии, боролся за права народа, за демократизацию правительственного аппарата и всех звеньев управления.
Взятие Бастилии 14 июля 1789 года, обозначившее начало Великой французской революции, еще более активизировало политическую деятельность Робеспьера, выдвинув его в лидеры небольшой демократической группы депутатов Собрания. Именно тогда народ, глубоко ценивший своего пламенного трибуна, дал ему второе имя, оставшееся в веках,— Неподкупный.
В период Законодательного собрания Робеспьер становится любимым оратором Якобинского клуба.
Народное восстание 10 августа 1792 года, покончившее с тысячелетней французской монархией, привело к созыву нового органа власти — Национального конвента, провозгласившего Францию республикой. В Конвенте Робеспьер, Марат, Дантон и другие демократы, занявшие верхние места зала заседаний (отсюда — «партия Горы»), продолжали жесткую борьбу с жирондистами. Робеспьер выступал с обличающими речами по делу Людовика XVI. Он был одним из творцов демократической конституции 1793 года. В предложенной им Декларации прав человека и гражданина провозглашались право на труд, необходимость прогрессивного обложения богачей, верховный суверенитет народа и солидарность народов мира в борьбе за лучшее будущее.
Однако в тяжелые дни лета 1793 года Конвент вынужден был отложить вступление в силу новой конституции. Идя навстречу справедливым требованиям народа, демократы-якобинцы пошли на временную концентрацию революционной власти. Осенью было сформировано Революционное правительство, возглавляемое Комитетом общественного спасения.
В новом правительстве Робеспьер не занимал особого поста. Он оставался рядовым членом Конвента и Комитета общественного спасения. Но за годы революции моральный авторитет Неподкупного вырос настолько, что фактически он стал главой правительства. С именем Робеспьера в той или иной степени связаны все замечательные свершения 1793—1794 годов: и разгром жирондистско-роялистских мятежей, и коренная перестройка армии, обеспечившая победы на фронтах, и решение продовольственной проблемы, и реформы в области народного образования. «Мир изменился,— говорил Робеспьер.— Он должен измениться еще больше!..»
Но уже весной 1794 года, по мере определения и закрепления внешних побед республики, от группы, руководимой Робеспьером, стали отделяться правая и левая фракции. Правые, руководимые Дантоном и представлявшие интересы новой буржуазии, считали, что революцию следует немедленно кончить. Левые, возглавляемые Эбером и Шометтом и представлявшие интересы городской и сельской бедноты, напротив, полагали, что революция должна быть продолжена. Робеспьер и его соратники назад идти не хотели, а вперед — боялись. Нанеся быстрые удары левой и правой фракциям, Робеспьер как будто одержал победу. Но то была лишь видимость победы. Уничтожив левых, выступавших со справедливыми требованиями, Неподкупный ослабил привязанность к себе народных масс. Используя это, силы, враждебные робеспьеристам, составили новый заговор, 27 июля 1794 года арестовали Робеспьера и его соратников, а затем объявили их вне закона и казнили без суда. Со смертью Робеспьера закончилась восходящая линия Великой французской революции.