Габдулла Тукай: татарский поэт-революцинер
Елена Нестерова
Однажды летом в конце 19го века на шумном базаре Казани среди толчеи и густой пыли появился бедно одетый деревенский житель. Он шел по базару и, указывая на бледного мальчика на возу, кричал: «Отдаю на воспитание ребенка. Кто берет?».
Когда в 1907 г. Габдулла Тукай, будучи уже известным поэтом, вернулся в Казань, он с горечью не раз вспоминал, как его продавали на базаре.
Габдулла Тукай (Габдулла Мухаммед-Гарифович Тукаев) родился в 26 апреля 1886 г. в деревне Кушлауч, Казанской губернии, в семье сельского муллы (священника).
В детстве Тукай остался круглым сиротой. Он жил в бедной многодетной семье деда. Жизнь его была горькой и тяжелой. Его часто передавали из одной чужой семьи в другую, и, наконец, девятилетним мальчиком он попал к тетке в г. Уральск.
В Уральске он учится в школе. В это время он изучил несколько восточных языков, познакомился с классиками русской и восточной литературы.
Литературная деятельность Г. Тукая начинается примерно с 1905 г.
Уже первые произведения поэта отличались своеобразным ярким почерком, художественным мастерством, глубокой идейностью и непримиримостью в борьбе против угнетателей народа.
До 1905 г. газет и журналов на татарском языке не печатали. Царское правительство запрещало их издавать.
В дни революции 1905 г. начали выходить газеты и журналы на татарском языке. Тукай работал наборщиком, корректором и корреспондентом этих газет.
Там же стали печатать его стихи, статьи, фельетоны — полные революционного пафоса. Тукай призывал татарский народ к национальному пробуждению, к борьбе с самодержавием, эксплуататорскими классами.
За агитационную работу среди рабочих типографии Тукай был уволен с работы. В 1907 г. он переехал в Казань. Здесь он сблизился с первым татарским большевиком Хусаином Ямашевым, с писателем-революционером Гафуром Кулахметовым, выдающимся драматургом Галиаскаром Камалом. В 1908 г. Тукай совместно с Г. Камалом начали издавать первый в Казани сатирический журнал «Яшен» («Молния»).
Тукай хорошо знал жизнь народа. Он видел, как голодают крестьяне, как трудно живется рабочему люду в городах, видел бедность, темноту и забитость большинства народа, бесправное положение женщины-татарки. В 1911—1912 гг. он побывал в Уфе, Троицке, Астрахани, Петербурге, заезжал во многие татарские деревни. О гнетущих впечатлениях от этих поездок он рассказал в ряде стихотворений. Вот одно из них — «Осенние ветры»:
Осень. Ночь. Уснуть нет силы. За стеною ветер плачет;
То не ветер: люд голодный в страхе смерти лютой плачет.
«Мой любимый сын, рабочий, не имеет корки хлеба»,—
Это мать-земля родная, к нам заботливая, плачет.
Но Тукай страстно верил в силу и способности народа, он верил, что народ освободит себя от тунеядцев-угнетателей.
Остроумные пародии, злободневные статьи, острые фельетоны Тукая печатались во всех номерах сатирических журналов. Наиболее яркое и сильное звучание получила сатира Г. Тукая в поэме «Сенной базар». Царская цензура и полиция выдвинули против поэта обвинение «в возбуждении к ниспровержению существующего в государстве порядка».
Тукай впервые перевел на татарский язык ряд стихотворений и поэм Пушкина, Лермонтова, Кольцова, Байрона, Гейне. Тукай собирал и изучал фольклор, выступал как требовательный и умный критик, много писал и для детей.
Тяжелые материальные условия, в которых жил поэт, губительно отразились на его здоровье. В 27 лет Тукай умер от туберкулеза в холодном номере гостиницы. Как же крепко надо было верить в силы народа, какими высокими идеалами надо было вдохновляться, чтобы в ужасающей обстановке написать четыре тома светлой поэзии, не падая духом, бодро шагать в первых рядах борцов за свободу, за освобождение народа от бесправия и нищеты, от религиозного фанатизма и невежества!
Произведения Тукая были переведены на русский язык и на языки других народов СССР.
По мотивам сказки Г. Тукая создан балет «Шурале», который ставится во многих городах нашей Родины и в странах народной демократии.
Можно любить
Зиму можно бы любить, да у ней морозы есть,
Нет жилья у бедняков, платья нет, а слезы есть.
Лето можно бы любить, в нем красы отрада есть.
Но лишь в каменных домах богачей прохлада есть.
Можно мир земной любить: нивы, горы хороши…
Не люблю его совсем: в нем исчадья ада есть.
Г. Тукай