О.А. Кипренский: Сын эпохи пробуждающегося самосознания России
Лариса Адамова
Выдающийся русский художник Орест Кипренский умер в Риме поздней осенью 1836 г. Он умер в пору празднеств, в пору, когда урожай собран и на улицах итальянских городов вспыхивают карнавалы. Лишь долгое время спустя весть о смерти художника глухо долетела до России…
Между тем начало Кипренского-художника было блистательным. Слава его была всеевропейской. Одна из первых его работ — портрет А. К. Швальбе (1804 г.) — почти тридцать лет спустя в Италии была приписана группой профессоров кисти Рубенса!
Орест Адамович Кипренский родился 24 марта 1782г. в семье крепостного. В шесть лет его отдали в Академию художеств, которую он окончил в 1803 г. Он был уже подлинным мастером к моменту окончания Академии, и для того чтобы прославить русское искусство, ему нужно было только одно — время.
Кипренский был сыном своего века. Он был героическим мечтателем, поэтом бури и натиска. Революция во Франции, Отечественная война 1812 г., нарастающее революционное движение в России, приведшее в конце концов к восстанию на Сенатской площади в Петербурге,— вот обстановка, в которой Кипренский жил и формировался как художник. Все искусство его дышит предвестием грозы, предчувствием грома и молнии.
Созданные Кипренским портреты современников — это почти всегда портреты вдохновенные, резкие, яркие, а лица на портретах — лики героев и героинь, воинов и влюбленных. Художник работает жадно и упоенно. Он торопится воссоздать эпоху, выразить ее в галерее образов своих современников. Один за другим появляются портреты офицеров, опаленных дыханием Отечественной войны, блистательных и умных женщин, государственных деятелей, поэтов…
Отказавшись от приемов парадного, декоративного портрета, Кипренский стремился показать людей с их индивидуальными чертами и передать богатство их духовного мира. Художник сумел показать в своих лучших портретах человеческое достоинство и глубину духовной культуры изображаемых им людей.
Крылов, Батюшков, Пушкин, Гнедич, Вяземский, Рылеев позируют Кипренскому. Их портреты, а также портреты гусара Е.В. Давыдова, Е.П. Ростопчиной, мальчика Челищева, Д.Н. Хвостовой — это вершины творчества Кипренского.
Не менее важной для Кипренского тех лет является его работа над образами людей из народа — крестьянских детей, бурлаков, землепашцев, музыканта-гудошника, девочки калмычки…
Слава Кипренского растет. Его осаждают заказники, он окружен вниманием просвещенного общества. Академия художеств присуждает ему звание сначала академика, а затем советника Академии.
В 1816 г. Орест Кипренский впервые уезжает в Италию. За границей художника ждет триумф. Флорентийская Академия заказывает ему автопортрет для галереи Уффици — честь, которой удостаивались лишь самые прославленные знаменитости европейского искусства.
Со временем, однако, творческая манера Кипренского все более не устраивает чиновников царского двора. После разгрома декабрьского восстания в России наступили годы реакции. «Первые годы, последовавшие за 1825-м, были ужасны…— писал впоследствии Герцен.— Людьми овладело глубокое отчаяние и всеобщее уныние».
В 1828 г. измученный Кипренский навсегда покидает родину. Он уезжает в Италию, которая пленила его сердце еще в первый приезд, много лет назад… Он живет в этой прекрасной, но чуждой ему стране, и с каждым годом талант его падает. Горько, трагически расплатился художник за разлуку с Родиной.
Но то, что было создано им ранее, и сейчас по праву украшает собрания многих музеев и могуче доносит до нас дыхание далекой, но славной эпохи пробуждающегося самосознания России.