Сонгми: «Вьетнамская Хатынь»
Олег Комолов
Южный Вьетнам. 16 марта 1968 г. В тот день, на рассвете, подразделения 3-й роты «Си» 11-й бригады армии США ворвались в селения общины Сонгми. «Крестьяне нашей деревни,— рассказывали четверо уцелевших,— готовились приступить и полевым работам, но в этот момент американская артиллерия начала обстрел деревни. Затем появились десятки вертолетов. Как и всегда, ища убежища от бомб и снарядов, мы спрятались в укрытия. Американские солдаты стали обшаривать каждый дом, каждую щель. Они швыряли гранаты и стреляли. Тех, кто не был убит в укрытиях, выгнали наверх… Всех — стариков, женщин, детей — заставили сесть на землю. Затем враг открыл огонь из автоматов и пулеметов. Мы случайно остались в живых, закрытые телами убитых…»
«Я видел двух малышей, — вспоминает бывший американский военнослужащий Рональд Хеберле. — Одному было всего года четыре. Когда началась стрельба, старший мальчик упал на младшего, чтобы защитить его. Один солдат подошел к ним и шесть раз выстрелил в детей…»
«Перед тем как покинуть деревню, солдаты сожгли и взорвали все дома и вырубили деревья…» — свидетельство крестьянина До Чака.
567 стариков, женщин, детей стали в тот день жертвами озверевших карателей.
С гневом и болью узнал мир об очередном злодеянии американских агрессоров. И ранее мало кто верил утверждениям Вашингтона, что-де американцы выполняют в Южном Вьетнаме миссию защитников «цивилизации и демократии». Преступление в Сонгми до конца обнажило сущность военной политики США: методическое, массовое истребление мирных жителей, разрушение жилищ, уничтожение всего живого на многострадальной вьетнамской земле.
Сонгми — отнюдь не «изолированный случай», не «исключение», как пытались представить дело официальные деятели в США. Сонгми — это лишь капля в море крови, пролитой во Вьетнаме захватчиками, лишь одно звено в нескончаемой цепи чинимых ими зверств и злодеяний.
Только за один 1969 г. американцы сбросили на Южный Вьетнам более 1 200 000тонн бомб (не считая контейнеров с напалмом).
…В районе Баланган провинции Куангнгай 11 тысяч человек были загнаны в концлагеря. Более тысячи из них вскоре были зверски умерщвлены.
…С января по июнь 1969 года 9-я пехотная дивизия США совершила налеты на многие деревни в провинциях Митхо и Бентре, уничтожив более 3 тысяч человек, главным образом стариков, женщин и детей.
«Массовые убийства американскими солдатами жителей вьетнамской общины,— писала аргентинская газета «Нуэстра палабра»,— не случайность. Такая же участь постигла многие вьетнамские города и деревни, сожженные напалмом школы и больницы, уничтоженные американскими бомбами».
«Во Вьетнаме от бомбежек, артобстрелов, огня с вертолетов и ракет погибло в тысячу раз больше гражданских лиц, чем под пулями озверелых солдат,— отмечал гамбургский журнал «Шпигель».— Это даже страшнее, чем бойня в Сонгми».
Вся война США во Вьетнаме — это сплошное, нескончаемое преступление.
Преступные цели породили и преступные средства. Американские империалисты, бесчинствовавшие в Южном Вьетнаме, привели в действие невиданную со времен второй мировой войны стратегию геноцида — массового человекоубийства.
Совсем не случайно Сонгми назвали «азиатским Лидице». Расправа над мирными вьетнамцами вызывает в памяти трагедию Лидице и Орадура, выжженные до тла украинские и белорусские села, Бабий Яр, Хатынь и Освенцим… «Эта акция по своей бесчеловечности может сравниться лишь с преступлениями времен гитлеризма»,— заявил американский сенатор Стивенс Янг.
«Искать и убивать!» — так определил задачу бывший командующий вооруженными силами США во Вьетнаме генерал Уэстморленд. И его головорезы охотно действовали по этой зверской формуле. Командир бригады объявляет «конкурс на убийство 10-тысячного вьетнамца»… Подозреваемого в связи с партизанами сбрасывают с вертолета… У солдат в качестве «украшений» связки отрезанных ушей убитых вьетнамцев… Все это ежедневно, ежечасно на протяжении многих лет происходило во Вьетнаме.
Американская военщина нагло попрала все нормы международного права. Женевская конвенция 1949 г. гласила об установлении «зон безопасности» для защиты гражданского населения во время войны. Американские захватчики объявили ряд районов Южного Вьетнама «зонами свободного убийства» (в одну из таких зон входила и Сонгми).
Франклин Рузвельт в период Второй мировой войны говорил о газах: «Я испытываю отвращение при мысли, что какая-либо страна, даже наши нынешние враги (гитлеровцы. — Ред.), могла бы применить такое ужасное бесчеловечное оружие». Генералы Пентагона в десяти лет травили и душили газами население маленькой страны. Уже после Сонгми, в течение 1969 г., в Южном Вьетнаме американцы отравили газами свыше 285 000 человек, уничтожили ядохимикатами более 905 000 гектаров посевов.
16 июля 1941 г. Гитлер заявлял: «Гигантское пространство (захваченные территории.— Ред.) должно быть умиротворено». Так была провозглашена тактика «выжженной земли»; что она означала — хорошо известно. А вот как действовали последователи гитлеровцев во Вьетнаме.
«В конце октября — на протяжении недели — мы разрушили 13 деревень. Бригады «Зиппо» первыми входят в деревню и своими зажигалками поджигают соломенные крыши. Некоторые дома сложены из кирпича. Тогда мы используем для разрушения гранаты… Когда деревня горит, жители, которым удается из нее выбраться, знают, что они все равно сейчас умрут: мы занимаем позиции на окружающих холмах, глядим, как эти крикуны разбегаются во все стороны, и вызываем на них огонь артиллерии и авиации».
«Соединенные Штаты достигли во Вьетнаме вершин жестокости и варварства. К массовым убийствам, уничтожению деревень, зверствам, совершаемым в концентрационных лагерях, США добавили еще использование химического и бактериологического оружия. Каждый вьетнамец, сраженный пулеметной очередью, убитый бомбой, отравленный ядовитыми газами или умерший во время пыток,— новое доказательство не только варварства империализма, но и опасности, угрожающей всему человечеству»,— писала алжирская газета «Эль- Муджахит».
— Итак, вы сделали около 67 выстрелов?
— Так точно.
— И убили сколько? В тот момент?
— Видите ли, я стрелял из автоматической винтовки… И трудно сказать, сколько. Может быть, десять или пятнадцать человек.
— Мужчин, женщин и детей?
— Да.
— И грудных младенцев?
— И младенцев.
Это не выдержка из допроса фашистского громилы. На вопросы журналиста отвечает 22-летний американский солдат Пол Мидло, участник резни в Сонгми.
Кто сделал его таким? Ведь преступниками не рождаются, ими становятся.
Вольно или невольно близко подошел к ответу на этот вопрос обозреватель «Нью-Йорк таймс» Джеймс Рестон. «Массовое убийство женщин и детей в Сонгми,— писал он,— поднимает ряд коренных вопросов. Кого следует обвинять — солдат, которые убивали людей, офицеров, которые отдали такой приказ, или же систему войны, которая всех их поймала в ловушку?»
Никто и никогда не снимет вины с палачей, поливавших свинцом беззащитных детей. Но полная мера ответственности за эти злодеяния ложится и всех тех, кто развязал и в чьих интересах 18 лет продолжалась преступная война во Вьетнаме.
Агрессия по Вьетнаме — зловещее выражение хищнической природы империализма, порождение общества, где господствует культ насилия и расизма, где с детства людей приучают зубами рвать ближнего своего ради доллара, где убивают на каждом шагу — и общественных деятелей, и сенаторов, и президентов.
Зверства во Вьетнаме логически сочетаются с жестокими расправами над неграми и другими обездоленными, которые учиняли американские солдаты «у себя дома». (Летом 1968 г. ареной кровавого побоища, учиненного расистами, стал 131 американский город; в подавлении «беспорядков» участвовало около 25 тысяч солдат регулярной армии и 44 тысячи национальных гвардейцев; было убито и ранено более 3500 человек.) В то время как одна часть американской армии сеяла смерть и разрушения в Южном Вьетнаме, другую ее часть все чаще бросали для беспощадных расправ в бурлящих негритянских гетто. Одно вытекает из другого, и то и другое — выразительные штрихи к отвратительному портрету фашистов американского континента.
«Америка стала угрозой для нас самих и для всех остальных», — сделал в 1970 г. горький вывод американский профессор Фред Уорнер Нил. Америка монополистов, политических гангстеров, озверевшей солдатни — страшна. Но она далеко не всесильна. Империализм США бросил во Вьетнам более чем полумиллионную армию интервентов, оснащенную современной техникой. На каждом шагу они жгли и убивали, пытали и расстреливали. Однако ни бомбы, ни напалм, ни зверские расправы не помогли оккупантам добиться своих целей. Напротив, они терпят поражение за поражением.
Воля и мужество свободолюбивого вьетнамского народа оказались сильнее сил механизированного империалистического варварства. Советский Союз, вместе с другими социалистическими странами, оказывал и оказывает отважным вьетнамским патриотам всю необходимую помощь. Агрессия во Вьетнаме вызвала глубокий раскол во всем американском обществе. Миллионы и миллионы честных американцев сплачиваются в антивоенном движении, клеймят позором палачей Сонгми, поднимают голос протеста против грязной войны во Вьетнаме.
Защищая свою родину,— заявило международное Совещание коммунистических и рабочих партий 1969 г.,— вьетнамский народ одновременно выполняет свой интернациональный долг и служит благородному делу обеспечения мира во всем мире. В этой глубоко справедливой борьбе вьетнамского народа мы твердо и солидарно стояли, стоим и будем стоять на его стороне».