Разгром Колчака
Михаил Кечинов
Эта победа досталась нашему народу нелегкой ценой. Колчаку усиленно помогали империалисты Антанты и США. Под его командованием была крупная белогвардейская армия. Упорная борьба с ним началась в октябре 1919 г., когда 3-я и 5-я армии Восточного фронта перешли в решительное наступление в районе рек Тобол и Ишим.
Колчаковский фронт дрогнул и стал откатываться на восток. За две недели части Красной Армии продвинулись на 250 километров и вышли на реку Ишим. Враг поспешно отступал к Омску. Колчак требовал от своих генералов отстаивать Омск до последней возможности. Однако сам он выехал 12 ноября, увезя с собой под охраной бронепоезда и конвоя золотой запас. 14 ноября красные бойцы вошли в Омск.
3-я и 5-я армии продвигались от Тобола до Омска с невиданной быстротой — 20—30 верст в сутки. В течение 30 дней они форсировали три широких реки и вели непрерывные бои. За освобождение Омска весь личный состав 3-й и 5-й армий постановлением Совета Обороны был награжден месячным жалованьем, 27-я стрелковая дивизия, первой вступившая в город, была награждена почетным революционным Красным знаменем и получила наименование «Омской».
В этой борьбе с особенной яркостью проявился полководческий талант командарма М. Н. Тухачевского. Когда был взят Омск, в плен к красноармейцам попало много колчаковских генералов. На них ошеломляющее впечатление произвела молодость командарма. Ему шел всего 27-й год. Вызванный на допрос начальник колчаковских складов Римский-Корсаков, запинаясь, спросил:
— Вы — командарм, Вы — Тухачевский?
— Что же делать! — отвечал, рассмеявшись, командующий.— Почти все генералы сбежали от нас. Приходится довольствоваться поручиками и капитанами. Я командарм Тухачевский.
После упорных боев Красной Армией во взаимодействии с партизанами были освобождены города Семипалатинск, Павлодар, Барнаул, Бийск, Новониколаевск. 2-я бригада 30-й дивизии начала наступление на Томск. Вечером 20 декабря командир А. Н. Захаров и комиссар И. Н. Зологин на тройке в сопровождении всадников влетели на главную площадь города.
«Томск окружен войсками Красной Армии,— сказал А. Н. Захаров, обращаясь к белогвардейцам.— Предлагаю всем частям разойтись по своим казармам. Командирам частей предлагаю явиться вечером ко мне для доклада». Вскоре в гостиницу «Европа», где расположился штаб бригады, стали приходить колчаковские командиры. В плен сдалось более 70 частей, отдельных подразделений и учреждений. Советским войскам предстояло взять последнюю опорную базу Колчака — Красноярск, где находилось много оружия, снаряжения и боеприпасов. Сюда стекались остатки разбитых колчаковцев.
В начале января 1920 г. советские войска подошли к Красноярску. Враги, окруженные со всех сторон, оказывали яростное сопротивление, но силы их слабели с каждым часом. 6 января части 30-й дивизии вступили в Красноярск. Здесь сдалось в плен 60 тысяч белогвардейцев. С этого дня армия Колчака фактически прекратила свое существование. Бои еще шли, но судьба «правителя Сибири» уже была решена.
В приказе Военно-революционного комитета Иркутска от 6 февраля 1920 г. говорилось:
«Бывшего Верховного Правителя адмирала Колчака и бывшего Председателя Совета Министров Пепеляева — расстрелять». На следующий день в морозное сибирское утро приказ был приведен в исполнение.
С Колчаком было покончено. На огромных просторах Сибири вновь взвилось Красное знамя Страны Советов — знамя рабоче-крестьянского государства.