Ф.А. Афанасьев. «Отец» ивановских рабочих
Лариса Адамова
20 февраля 1859 года родился рабочий-революционер, большевик Фёдов Афанасьев.
Черная карета прямо с вокзала доставила его в Таганскую тюрьму. Потекли однообразные дни в камере-одиночке. Что может быть страшнее для революционера, чем эта отупляющая мозг бездеятельность, оторванность от живой борьбы, от товарищей.
Бессонными ночами наплывают на Федора Афанасьевича воспоминания… В 12 лет он ушел из дому пешком. Вот он в Нарве учеником ткача на Кренгольмской мануфактуре. Учили пинками и зуботычинами. Через год Федор стал свидетелем прогремевшей на всю Россию Кренгольмской стачки. С того времени понял: надо бороться против угнетателей. За 16 лет, что проработал на фабричной каторге, ткач Федор Афанасьев подорвал свое здоровье. Осенью 1887 года уехал в Питер. Сблизился с социал-демократами, стал членом группы Бруснева, изучал марксистскую литературу. Рабочие уважали Афанасьева, звали его «учителем жизни», за ним закрепился боевой псевдоним «Отец».
Федор Афанасьевич Афанасьев вспоминает, как ходил с депутацией рабочих к больному писателю-демократу Н. В. Шелгунову. Потом, на похоронах Шелгунова, вылившихся в массовую демонстрацию, нес венок от рабочих. Это было в апреле. А 5 мая 1891 года в лесу за Путиловским заводом состоялась маевка. Около 200 рабочих участвовало в ней. Среди выступавших был и Афанасьев.
Комитет направил Афанасьева в Москву. Вместе с М. И. Брусневым Федор Афанасьевич ведет идейную борьбу с народническими настроениями в руководстве московских кружков, так называемом Временном организационном исполнительном комитете. После его разгрома охранкой Афанасьеву удалось скрыться. Он уехал в Петербург. Но выследили проклятые шпики. И вот привезли в Москву в тюремном вагоне…
На допросах Афанасьев отрицал свое участие в подполье, никого не назвал. Отсидев год, был выслан в родную деревню под особый надзор полиции. А позже, в Питере, снова арест, это в феврале 1895 года, только начал посещать кружок у Невской заставы. Находясь в тюрьме, Федор Афанасьевич держал связь с питерским подпольем. Велика была радость, когда узнал, что молодой Ульянов объединил все кружки в один «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». И как горевал, когда Союз был разгромлен, а руководство его арестовано.
В августе 1897 года Афанасьев приехал в Иваново-Вознесенск. Много лет, до самой смерти, он жил, работал и боролся в этом текстильном краю — «царстве ситца и чахотки». Его знали ткачи и металлисты Иванова, Кохмы, Шуи, Тейкова. Рабочая молодежь любовно называла Отцом. Грамотный марксист, прекрасный организатор с большим опытом революционной работы, он воспитывал в кружках стойких борцов за рабочее дело. С приездом Афанасьева в Шую здесь усилилась революционная пропаганда. Он стал во главе Шуйской организации. Отсюда через И. В. Бабушкина шли корреспонденции в «Искру».
Летом 1904 года Федор Афанасьев возглавил Иваново-Вознесенскую партийную организацию. Пятый год стоял на пороге. В январе иваново-вознесенские большевики подняли рабочих на стачку. Она была потоплена в крови, но борьба не затухала ни на месяц.
1 мая за городом была проведена массовка. А 12-го разразилась всеобщая политическая стачка, организованная большевиками во главе с Афанасьевым и посланцем Московской организации М. В. Фрунзе. Стачка длилась 72 дня. Ею было охвачено около 70 тысяч человек. Для руководства стачкой был создан Совет рабочих депутатов. В ходе стачки он превратился в настоящий орган рабочей власти. В. И. Ленин отметил: «Иваново-Вознесенская стачка показала неожиданно высокую политическую зрелость рабочих». И немалая заслуга в этом принадлежала Федору Афанасьеву.
В дни Октябрьской всероссийской политической стачки тысячи рабочих Иваново-Вознесенска, руководимые большевиками, вышли на улицы города с лозунгами: «Долой самодержавие!», «Да здравствует революция!» Они раскрывали ворота тюрем, освобождая политзаключенных. Но и «черная сотня» не дремала. 4 ноября громилы врезались в толпу рабочих, избивая их направо и налево. Небольшая горстка демонстрантов пробилась к реке Талке. Здесь их настигли черносотенцы, здесь принял лютую смерть любимый учитель иваново-вознесенских рабочих, их Отец.