Оргпартработа в КПРФ и КПСС. Часть 1: Уставы
Кирилл Николенко
В настоящее время в общественном сознании глубоко укоренена мысль о том, что между КПСС и КПРФ существует прочная, неразрывная связь. Представители КПРФ заявляют, что их партия является современной, устремлена в будущее и повторяют лозунг «Вперед, к социализму!»
В противовес этому стилистика Компартии характеризует ее, как консервативную силу (под идеалом консерватизма в данном случае понимается советское прошлое), чему способствует регулярное оперирование именами и некоторыми идеями Сталина, Ленина, Маркса, использование характерной для советской эпохи терминологии (например, «новая индустриализация», а не модернизация). Символика, ритуал, атрибутика партийных мероприятий, формат и порядок их проведения – всё это создает у наблюдателя впечатление, что «коммунисты остались такими же, какими и были».
Прослеживание преемственности между двумя партиями затрудняется тем, что КПСС действовала в принципиально иных условиях, чем КПРФ. Тем не менее, необходимо выделить и проанализировать те сходства и различия, которые обнаруживаются при ближайшем рассмотрении, чтобы сделать объективный вывод по поводу наличия или отсутствия обозначенной выше преемственности.
Оценить степень преемственности можно в следующих сферах – в идеологии, в организационно-партийном аспекте, в практической деятельности партии по реализации ее программных целей.
На сайте «Коммунисты столицы» мы с вами уже рассмотрели проблему преемственности в плане идеологии (КПСС vs КПРФ: сходства и различия. Часть 1, Часть 2). Сегодня же поговорим о преемственности применительно к организационно-партийной работе.
Начнем с основных источников, т.е. Устава КПСС 1962 года и Устава КПРФ.
Преамбула
Несмотря на то, что устав не является программным документом, в нем присутствует преамбула, в которой в концентрированном виде обозначается суть идеологии данной партии и основы взаимоотношений внутри неё.
Здесь существенное расхождение между КПСС и КПРФ выявляется, когда речь идет о главной цели каждой из политических структур.
Если в Уставе КПСС говорится о построении коммунистического общества, то в соответствующем документе современной Компартии речь идет только о социализме, а коммунизм не упоминается, если только не считать таковым название самой партии. Получается, что КПРФ сохраняет в названии слово «коммунистическая», но к коммунизму не зовёт. Показательное несоответствие.
И там, и там дается ссылка на марксизм-ленинизм. Перекликаются выражения. Так, в Уставе КПСС: «Творчески развивая марксизм-ленинизм, КПСС решительно борется против любых проявлений ревизионизма и догматизма, глубоко чуждых революционной теории». А вот отрывок из Устава КПРФ: «Коммунистическая партия Российской Федерации, основываясь на творческом развитии марксизма-ленинизма, имеет своей главной целью построение социализма…».
Подобие наблюдается по вопросу интернационализма: обе партии считают себя частью мирового коммунистического движения.
Что касается преемственности, то данная мысль проходит в обоих уставах. В КПСС – от Ленина и большевиков, в КПРФ – это не персонифицировано (от КПСС и КП РСФСР, а не от конкретной исторической личности).
Схожесть наблюдается и в социальной базе партий: для обеих во главе угла стоят рабочие, крестьяне, интеллигенция. Но у КПРФ есть и существенное дополнение – «люди труда». Этот термин трактуется неоднозначно. Когда нынешнюю Компартию обвиняют в наличии в её рядах бизнесменов, то в ответ можно услышать, что они тоже «люди труда». Но вызывают недоумение даже не конъюнктурные соображения, а то, что изначально это понятие более свойственно для Партии социалистов-революционеров, а ранее – «народников». Таким образом, словосочетание расходится с марксистско-ленинской традицией.
Накладывает свой отпечаток различное место партий в обществе.
В Уставе КПСС присутствовал большой отрывок, чья основная мысль: партия является «высшей формой общественно-политической организации, руководящей и направляющей силой советского общества», работает для народа, руководит его созидательной активностью. Естественно, в современных условиях такой формулировки не может содержаться в документе КПРФ.
В преамбулу Устава КПРФ, в отличие от предшественницы, не вынесено то, что составляет образец внутрипартийной жизни. У КПСС декларация о коллективном характере руководства и партийной демократии вынесены на первый план. Требования единства и отсутствия фракционности в документе современных коммунистов размещены также не в преамбуле, а в одной из глав (п. 2.5, гл. I).
Если говорить о лексике, то в Уставе КПРФ уже нет пафосных слов, вроде, «авангард», «сознательный», «передовой», «высокое звание коммуниста». При этом употребляются нетипичные для нынешнего времени слова «прогрессивный» или «коллективизм».
Цели, задачи, права, обязанности партии
Политический порядок, при котором КПСС срослась с государством, вел к тому, что в Уставе за партией закреплялись функция определения внутренней и внешней политики, работа по ускорению темпов развития экономики и выполнению плана, руководство Советами, общественными организациями, СМИ, ведение широкой марксистской пропаганды, различные формы контроля (п. 32, гл. IV; п. 42, гл. V). Из перечисленного сопоставимы с КПРФ лишь положения, касающиеся деятельности, направленной на популяризацию партийной идеологии.
Различия определяются радикальным изменением роли Компартии в политической системе страны.
Принципы взаимодействия внутри партии и управления партией
В принципах внутрипартийной жизни у КПРФ и КПСС много сходств.
В уставах имеются либо идентичные, либо близкие по содержанию положения, касающиеся выборности органов партии, отчетности, дисциплины, подчинения меньшинства большинству, обязательного выполнения нижестоящими органами решений вышестоящих (п. 1.2, гл. I Устава КПРФ и п.19, гл. III Устава КПСС).
Обе партии заявляют о необходимости партийной демократии КПРФ, указывают на коллегиальность управления (п. 1.2, гл. I Устава КПРФ и п. 27, гл. III Устава КПСС), гласность, свободу критики. В Уставе КПРФ отчетливо сказано о правах меньшинства и учете его позиции при принятии решений (п. 1.2, гл. I).
В Уставе КПСС подчеркивается, как важно, когда есть критика, «свободное и деловое обсуждение вопросов партийной политики» (п. 26, гл. III). Эти и подобные им положения рассредоточены по тексту Устава КПСС, находятся в различных его главах. С одной стороны, это переносит принципиальные моменты с концептуального уровня на низовой. С другой стороны, так данным требованиям придается больше конкретики (подп. «ж», п.2, подп. «б» и «в», п. 3, гл. I).
Если в Уставе КПРФ лишь упоминается о партийной дискуссии (п. 2.3, гл. I; п. 4.4, гл. IV; п. 5.3, гл. V; п. 6.3, гл.VI), то в Уставе КПСС описаны её предпосылки (инициатива с мест, необходимость советоваться со всей партией, неопределенность в ЦК по поводу того, какой курс проводить), отмечается, что она не должна вести к созданию фракций.
На первый взгляд, выходит, что Устав КПСС более демократичен, чем Устав КПРФ. В то же время при рассмотрении документов через призму жизненных реалий вывод будет несколько иным.
Вступление в партию, права и обязанности члена партии
Существенные изменения касаются порядка приема в партию.
Для вступления в КПСС до 23 лет обязательно было членство в комсомоле. В современной Компартии такого требования нет.
Сегодня КПРФ опирается на комсомол (Союз коммунистической молодежи РФ или в настоящее время – Ленинский коммунистический союз молодежи), но он является союзнической и самостоятельной организацией, а не одной из ступенек для прихода в партию (п. 9.7, гл. IX). В Уставе же КПСС четко обозначалось, что ВЛКСМ работает под руководством партии (п. 63, гл.VII).
Если для вступления в КПСС нужны были три рекомендации членов партии, имеющих партийный стаж не менее 5 лет (п. 4, гл. I), то сейчас — две, а минимальный стаж рекомендующего – 1 год (п. 2.6, гл. II, с. 24).
Перед вступлением в КПСС необходимо было сначала пробыть кандидатом в члены партии в течение 1 года, кандидаты должны были платить взносы, могли участвовать в заседаниях парторганизаций (пункты 14-18, гл. I). В КПРФ института кандидатов в члены партии не существует.
Если вести речь об обязанностях члена партии, то они существенно разнятся.
В КПСС предназначение её члена – строить коммунизм. Моральный кодекс строителя коммунизма был включен в Устав партии (п. 59, гл. VI). В КПРФ подобное отсутствует.
В Уставе КПСС декларировалось, что член партии должен быть примером, развивать материально-техническую базу коммунизма, осваивать марксистскую теорию, бороться с «зазнайством, парадностью, самоуспокоенностью, местничеством» (п. 2, гл. I).
Нельзя не отметить, что обязанности в тексте Устава КПСС поставлены перед правами (пункты 2 и 3, соответственно), в КПРФ – наоборот (пункты 2.4 и 2.3, соответственно).
Среди прав члена КПРФ указана возможность выхода (п. 2.3, гл. II), в КПСС – нет (п. 3, гл. I). Далее по тексту предусматривается исключение из партии (пункты 9,10, гл. I), но не прописано, что человек может добровольно покинуть ряды организации.
Сходство между КПСС и КПРФ проявляется в вопросе о том, что член партии должен быть патриотом и интернационалистом (подп. «д», п. 2, гл. I Устава КПСС и п. 2.4, гл. II Устава КПРФ). С поправками на современные реалии Устав КПРФ также предъявляет требование защищать граждан от социального, национального, расового угнетения (п. 2.4, гл. II).
В условиях многопартийности и небольшой численности КПРФ (порядка 157 000 человек по состоянию на 1 января 2012 года) процесс приёма в партию уже не обставляется дополнительными требованиями, существенно упрощен, особенно в связи с заявлениями руководства партии о необходимости омоложения рядов.
Быть членом КПСС считалось миссией, почетным делом. Быть членом КПРФ – это, значит, состоять в одной из полусотни партий, работать на повышение её авторитета.
Структура партии, её руководящие органы.
Серьезное отличие между КПСС и КПРФ относится к первичному звену.
КПСС строилась по «территориально-производственному» принципу: низовые организации создавались по месту работы членов партии (п. 20, гл. III). В России после запрета КПСС парторганизации на предприятиях и в учреждениях были запрещены. С тех пор первичные организации КПРФ создаются по территориальному принципу (п. 4.1, гл. IV). У КПСС были парторганизации в армии и партийные группы во внепартийных организациях (гл.гл. VIII, IX Устава КПСС), у КПРФ – разумеется, нет.
Любопытно также отметить, что, несмотря на декларацию КПСС о наличии подотчетности и внутрипартийной демократии, в тексте Устава глава, посвященная «первичкам» (гл. VI), следует после тех, где описываются полномочия и порядок работы высших (гл. IV), республиканских, региональных и местных (гл. V) органов партии; в КПРФ — наоборот.
В остальном, структура похожа: в КПРФ первичные отделения образуют местные, местные – региональные (п. 3.1, гл. III).
В КПСС Центральный Комитет руководил работой местных парторганов (п. 34, гл. IV). В КПРФ ЦК имеет право отстранить от обязанностей первого секретаря регионального отделения партии, распускать Бюро, Комитет регионального или местного отделения (п. 8.3, гл. VIII). Президиум ЦК утверждает всех первых секретарей региональных отделений и выдвигает кандидата на пост главы субъекта Федерации (п. 8.7, гл. VIII).
В верхнем эшелоне КПРФ прослеживается пересечение традиций КПСС и новых веяний.
Возглавляет партию Председатель ЦК (п. 8.9, гл. VIII), а не Генеральный секретарь, как в КПСС (п. 38, гл. IV).
Походит на Политбюро Президиум ЦК КПРФ, немногочисленный орган, который решает организационные и политические вопросы в период времени между пленумами ЦК (п. 8.7, гл. VIIII).
Так же, как и в КПСС, в современной Компартии есть Секретариат, избираемый ЦК и занимающийся практической работой по реализации решений партии (п. 8.10, гл. VIII). Но роль секретарей ЦК в определенной мере ослабла, они находятся на следующей ступеньке в иерархии после заместителей Председателя ЦК. Правда, полномочия последних в Уставе КПРФ конкретно не определены.
В КПРФ в качестве высшего контрольного органа выступает Центральная контрольно-ревизионная комиссия (п. 8.13, гл. VIII), а в КПСС это были Центральная Ревизионная Комиссия и Комитет Партийного Контроля (пункты 36 и 39, гл. IV).
Высший орган у обеих партий – Съезд, собирающийся: у КПСС — не реже одного раза в 5 лет (п. 30, гл. IV), в КПРФ — раз в 4 года (п. 7.1, гл. VII). На деле, у нынешних коммунистов это происходит чаще, причиной чему необходимость приведения документов партии в соответствии с федеральным законодательством, а также выдвижение кандидатов в Президенты и Госдуму.
КПРФ позаимствовала у КПСС названия многих партийных органов и должностей: Центральный (областной, республиканский, краевой, окружной, районный, городской) комитет, секретарь ЦК, кандидат в члены ЦК, первый секретарь. Но за прежними названиями кроется иное содержание, естественно, отсутствуют те рычаги для управления государством и экономикой, которые были в распоряжении предшественницы КПРФ.