Другие новости
КПРФ против КПСС

КПСС vs КПРФ: сходства и различия. Часть 2

2 ноября 2012 15:13
Кирилл Николенко


Вторая, заключительная часть аналитической статьи, проводящей многостороннее сравнение между Компартией Советского Союза и  КПРФ (Часть 1)

Вопрос о собственности

Принятая в 1993 году Программа КПРФ декларировала, что партия выступает за многоукладность экономики на первом этапе развития новых общественных отношений.

Визитной карточкой партии является антиолигархическая и антикапиталистическая риторика. В программном документе приводятся следующие утверждения: «Возникли и стремительно углубляются противоречия между трудом и капиталом, между горсткой новых толстосумов и огромным большинством народа», «в оценке современной ситуации КПРФ исходит из убеждения, что принципиальный спор между капитализмом и социализмом, под знаком которого прошло ХХ столетие, не завершен». Одним из пунктов программы-минимума значится недопущение «частной собственности на землю и природные богатства, их купли–продажи».

Более того, признание различных форм собственности и признание необходимости поддержки малого и среднего бизнеса сочетаются с включением в списки кандидатов, выдвинутых партией на выборах различного уровня, предпринимателей. Самым ярким является пример депутата Госдумы Сергея Муравленко, который в свое время был признан одним из богатейших парламентариев.

Дело в том, что коммунисты, опираясь на марксистско-ленинский философский фундамент, не перестают утверждать, что существует объективная связь между различными  элементами капиталистического строя. КПРФ заявляет о своих противоречиях с действующим политическим режимом по причине того, что он проводит политику в интересах буржуазии.

Таким образом, мы видим проявление непоследовательности, явное расхождение между концепцией коммунистов и их тактикой. Получается, что КПРФ оппозиционна по отношению к государственной власти (надстройка), действующей в интересах капитала, но лояльна по отношению к капиталистам, той самой «горстке толстосумов» (их деятельность и составляет базис, т.е. экономическую основу общества).

С одной стороны, надо подчеркнуть, что такая предельная прагматичность руководства партии может рассматриваться в качестве приспособления к современным условиям политической борьбы, в которых признание частной собственности, а также получение спонсорской поддержки со стороны предпринимателей являются необходимыми, чтобы партия не осталась на обочине политической жизни.

С другой точки зрения, практика с выдвижением бизнесменов от КПРФ подставляет её под удар яростной критики, суть которой сводится к тому, что коммунисты «уже не такие принципиальные, какими были раньше».

 

Религия

Для КПРФ (в отличие от КПСС) характерно спокойное отношение к религии.

КПСС оппонировала религии и религиозной форме познания окружающего мира. Противодействие религии осуществлялось через атеистическую пропаганду, нацеленную на преодоление «предрассудков». КПРФ же говорит о необходимости сотрудничества с религиозными организациями, не требует от своих членов быть атеистами, исходила из  «уважения к православию и другим традиционным религиям народов России».

Как внутри партии, так и за её пределами встречается недовольство таким позиционированием Компартии по отношению к религии, особенно по отношению к Русской православной Церкви. Среди ветеранов партии встречаются действительно воинствующие богоборцы, которые крайне негативно воспринимают факты встреч Председателя ЦК с патриархом, а также наличие в партии верующих граждан.

При этом немаловажно отметить, что на современном этапе, похоже, противоречия между коммунистами и религиозными организациями давно уже исчерпаны, а реанимация антагонизма в отдельных ситуациях являет собой попытку сыграть на чувствах части приверженцев православия, чтобы создать необходимый образ для отдельных политиков или деятелей Церкви.

 

Сталинизм

В последние годы в адрес КПРФ участились претензии по поводу того, что в своей работе партия чаще стала обращаться к образу Сталина и эпохе, в которую он стоял во главе государства, несмотря на решения XX съезда КПСС. Обостряет положение и тенденция, заключающаяся в стабильном росте числа граждан, положительно оценивающих роль Сталина в развитии страны.

В 2011 увидел свет доклад Института современного развития «Обретение будущего. Стратегия 2012», одна из глав которого называлась «Глубокая десталинизация». Далее вышла программа Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, посвященная окончательной «десоветизации» и «декоммунизации».

Когда заходит речь о сталинизме в КПРФ, то, судя по всему, подразумевается не поддержка идеологии и государственной политической практики, которая реализовывалась при Сталине, а стремление современных коммунистов преодолеть субъективный и подчас тенденциозный подход к освещению деятельности его и его политической команды. Прекращение очернения русской и советской истории входит в число требований партии, отнесенных к программе-минимум.

Анализ программных документов КПРФ приводит к выводу о том, что в них не содержится ни одного упоминания о необходимости применения тех методов руководства страной, которые имели место в период нахождения Сталина у власти. Поэтому такой «сталинизм» или «неосталинизм» имеет исторический (ретроспективный), а не практический и прикладной характер.

В Программе КПСС вопрос о личности Сталина, особенностях его правления, а также последствиях обходили стороной. В этом плане наличие ясной и открытой позиции по поводу эпохи Сталина характеризует КПРФ как более откровенную политическую силу по сравнению с КПСС.

 

Итого

Проведя сравнительный анализ программных документов КПРФ и КПСС, можно сделать целый ряд выводов.

Компартия является в значительной степени обновленной политической организацией, которая, тем не менее, отдает дань памяти идеологическому фундаменту, доставшемуся ей от предшественницы.

КПРФ и КПСС имеют общность по целому ряду принципиальных вопросов (борьба с капиталистическим строем, установление власти Советов трудящихся, государственное регулирование экономики, усиление обороны страны, установление мирной жизни на планете). При этом нововведения, присутствующие в Программе КПРФ, серьезно расходятся с Программой КПСС. Такие изменения сложно назвать творческим развитием именно марксистского идейного базиса, поскольку трансформация идеологии идет по пути синтеза с народничеством, евразийством и отчасти славянофильством.

Современная Компартия стремится занять устойчивое положение в новой системе отношений, поэтому готова избирательно, прагматично и порой непоследовательно обращаться с заявленной идеологией. Таким образом, отход КПРФ от идеологических основ и принципов КПСС является значительным.

11 комментариев
Читайте также

Фатальная ложь

Российские сторонники капитализма разделились на кланы – либералов-западников и буржуазных патриотов. Понятно, в чём суть их противоречий – первые выражают интересы тех кланов, для которых западные буржуа – прежде всего, партнёры, а вторые – интересы тех, для кого они – конкуренты. Сейчас преобладают «патриоты». Большинство из них, естественно, бывшие либералы, ну да им не привыкать менять окраску. Разница между ними, на самом деле, невелика, но надо же так называемым «патриотам» подвести под коммерческое противостояние с Западом идеологическую основу!

Так где же режим более фашистский?

Казахстан: Очередные поблажки торговцам

Казахстан. Красноречивый факт

ЛИБЕРАЛ И ВЛАСТЬ. Часть 3

Помоги проекту
Справочник
Справочник

Наш баннер
Счётчики
© 2005-2013 Коммунисты Столицы
О нас
Письмо в редакцию
Все материалы сайта Комстол.инфо
Красное ТВ МССО Куйбышевский РК КПРФ В.Д. Улас РРП РОТ Фронт Коммунисты кубани
Коммунисты Ленинграда ЦФК MOK РКСМб Коммунисты кубани Революция.RU