«Руки прочь от России!»
Лариса Адамова
«Товарищи! Англичане!
Помните: если Русская революция будет подавлена, то в каждой стране власть капиталистов усилится в огромной степени и борьба за экономическую свободу будет отброшена назад на сотню лет».
Вы, кто всегда сочувствовали Русской революции! Разве вы намерены содействовать подавлению первой попытки рабочих освободиться от своих угнетателей и эксплуататоров?
Эти взволнованные слова были написаны лидером партии большевиков В. И. Лениным в обращении к английским солдатам, посланным для расправы с революционным народом России.
Шел 1918 год. Империалисты всех стран двинулись походом на молодую Республику Советов. В тяжелых боях отстаивали трудящиеся России свое Отечество. Судьба первой социалистической республики была близка и дорога миллионам трудящихся всего мира. Простые люди Англии, Франции, США понимали, что народы России ведут справедливую, священную войну, отстаивают интересы трудящихся всего мира.
18 января 1919 г. в Лондоне собралась национальная конференция движения «Руки прочь от России!». Один за другим поднимались на трибуну лучшие представители рабочего класса Англии. Они требовали немедленной эвакуации всех британских войск из России, прекращения военных поставок Колчаку, Деникину и другим царским генералам, призывали к всеобщей забастовке в знак солидарности с Советской Россией. С горячим призывом поддержать Советскую республику выступил Гарри Подлит, будущий председатель Исполкома Компартии Великобритании. Избранный на конференции комитет движения «Руки прочь от России!» развернул решительные действия. 27 января в Глазго в знак протеста против английской интервенция началась забастовка докеров, шахтеров, металлургов, строителей, механиков, электриков и кораблестроителей. Забастовка продолжалась 17 дней. Остановились фабрики и заводы, пароходы уныло стояли на рейде, ожидая, когда прибудут топливо и товары.
Патриотическое движение против иностранной интервенции в Россию охватило армию. «Британские солдаты не желают бороться против социалистического рабочего правительства Россия»,— писали английские газеты. Дело доходило до открытых восстаний. В январе 1919 г. моряки флагманского судна «Королева Елизавета» отказались подчиниться приказу о выступлении против Советской России. В Мурманске, захваченном оккупантами, английские солдаты организовали поджог склада с оружием и боеприпасами.
Самоотверженная борьба английских рабочих и солдат в защиту Советской республики и мощный отпор, который дала интервентам молодая Красная Армия, заставили английское правительство вывести свои войска из России. Это был жестокий удар для русской контрреволюции. Главнокомандующий белой армией на Северном фронте царский генерал Миллер телеграфировал Колчаку в Омск: «Уход английских войск является катастрофой (для русской контрреволюции.— Ред.) и громкой победой большевиков». Однако английское правительство не отказалось от своих планов свержения советского строя. В апреле 1920 г. империалистами Англии было спровоцировано вероломное нападение панской Польши на Советскую республику. Как только в Англии стало известно о вторжении белопольских войск на русскую территорию, Национальный комитет движения «Руки прочь от России!» призвал усилить борьбу в защиту Советской республики. «Ни одного пенса, ни одной винтовки для продолжения войны против Страны Советов!» — требовали рабочие. Был создан Центральный совет действия общества «Руки прочь от России!», которому дано было право организовать всеобщую забастовку в случае объявления Англией войны России. Движение в защиту Советской республики приняло небывалый размах. «Ставим ультиматум правительству — мир за границей или война здесь»,— писали главе английского правительства Ллойд Джорджу моряки Глазго, И на этот раз правительству пришлось уступить мощному натиску народа.
«Руки прочь от России!» — это грозное требование гремело не только в Англии, но и во Франции, Германии, Италии, США, в далекой Африке, Австралии, Новой Зеландии и в других близких и далеких местах земного шара. Трудящиеся всего мира помогли советскому народу очистить Родину от оккупантов и приступить к строительству социалистического общества.