Народный художник Василий Перов
Лариса Адамова
2 января 1834 года родился великий русский живописец, учредитель Товарищества передвижных художественных выставок Василий Григорьевич Перов.
В.Г. Перову суждено было выразить в своем творчестве передовые демократические идеи той поры, когда в России поднялась волна народно-освободительного движения.
Это была середина XIX столетия. В эпоху, когда развернулись революционно-демократическая деятельность Чернышевского, создавалась гражданская поэзия Некрасова, выступил со своим обличительным искусством и Перов. Как Некрасов в поэзии, он стал подлинным певцом нарочного гнева и скорби в живописи.
Первые свои картины Перов создал в конце 50 — начале 60 х годов, когда борьба против крепостничества накалилась до предела и в России сложилась революционная ситуация. Наиболее известные из них: «Проповедь в селе» (1861), «Сельский крестный ход на пасхе» (1861), «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы»(1862) (все находятся в Третьяковской галерее).
Особенно гневно звучит голос художника-демократа в картине «Сельский крестный ход на пасхе». Небольшой сельский причт, обходя с крестным ходом деревню, выносит иконы из крайней избы. Последним спускается с крыльца совершенно пьяный поп. Дикое обрюзгшее лицо, свирепый пьяный взгляд покрасневших глаз — весь его вид вызывает отвращение и ужас. Рядом с ним во все крыльцо растянулся совсем охмелевший дьячок. Он разронял все: и табакерку, и евангелие, и пасхальное яйцо. Стремясь не выронить из рук кадило, дьяк тянется за яйцом, но оно уже раздавлено сапогом попа. Кругом все пьяно и мрачно.
Картина была обвинительным актом против духовенства, смелым вызовом самодержавию. Правительство поспешило снять ее с выставки. Она находилась под запретом вплоть до революции 1905 г.
Окончив в 1861 г. Московское училище живописи, ваяния и зодчества и получив по конкурсу от Академии художеств первую золотую медаль, предоставлявшую ему шестилетнюю заграничную командировку, Перов зимой 1862 г. уехал в Париж. Здесь он тоже ищет сюжеты для своих картин среди городской и сельской бедноты, но убеждается, что, «не зная ни народа, ни его образа жизни, ни характера, не зная типов народных», нельзя создать полноценные художественные произведения. Посвятить же несколько лет изучению чужой страны он находил менее полезным, нежели разрабатывать и изучать бесчисленное множество сюжетов городской и деревенской жизни своего отечества.
В 1864 г. Перов возвращается на родину. В короткий срок появляются одно за другим его произведения: «Проводы покойника» (1865), «Тройка. Ученики-мастеровые везут воду» (1866), «Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866), «Утопленница» (1867), «Учитель рисования» (1867), «Последний кабак у заставы» (1868) (все находятся в Третьяковской галерее). Каждая из них — шедевр, а картина «Проводы покойника» по силе выраженного в ней безысходного народного горя не имеет себе равных во всем мировом искусстве.
Между 1870—1875 гг. Перов создал целую галерею портретов выдающихся деятелей русской культуры — А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, В. И. Даля, А. Н. Майкова, М. П. Погодина и других.
В последний период своей жизни художник работал над большими историческими композициями. Наряду с другими работами им была задумана серия из трех картин, посвященная пугачевскому восстанию. Исторические картины его не были закончены, но значение их огромно — в них впервые в русской живописи наметилось понимание истории, как движения народных масс.
С именем Перова связана организация знаменитого художественного объединения — Товарищества передвижных художественных выставок, способствовавших широкой пропаганде искусства в народе.