Лопе де Вега. Титан по силе мысли
Михаил Кечинов
25 ноября 1562г. родился великий испанский народный драматург, прогрессивный поэт и прозаик, гуманист.
Творчество Лопе де Вега выдержало испытание временем. Оно и ныне находит такой же живой отклик в сердцах людей, как и несколько столетий назад.
В чем же секрет неувядающей молодости творений Лопе де Вега?
Лопе де Вега был одним из тех «титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености», по выражению Фридриха Энгельса, которых породила эпоха Возрождения. Он прожил долгую и полную превратностей жизнь.
Добровольно вступал в армию, чтобы сражаться против тех, кого он считал врагами своей отчизны. Учился в университете. Познал славу и горечь одиночества. И вместе с тем более полувека он неустанно, с поразительной творческой энергией трудился. История культуры не знает другого такого примера литературной плодовитости, какую явил нам Лопе де Вега. Его перу принадлежат несколько романов, свыше двадцати поэм, новеллы, тысячи лирических стихотворений, критические обзоры, поэтические трактаты и великое множество пьес. Восхищенные современники назвали его «чудом природы».
Это всеобщее признание пришло к Лопе де Вега прежде всего потому, что он сын своего народа и своего времени; сумел в своем творчестве ярко и талантливо выразить думы и чувства, горести и чаяния своего народа, стать его вдохновенным певцом.
Одним из первых в истории мировой культуры Лопе де Вега увидел в народе не только объект, но и субъект истории. Не случайно Лопе обращается к изображению таких героев истории и исторических легенд, которые в сознании народных масс, в их преданиях и романсах стали воплощением лучших черт именно всего народа (пьесы Лопе де Вега «Юность Бернардо дель Карпьо» и «Венчание после смерти»).
Рядом с королями и высокопоставленными героями действуют в пьесах Лопе простые, как будто ничем не приметные люди. История перестает быть уделом героев.
Всякий раз, как драматург рисует столкновение простых людей с феодалами, нравственное превосходство оказывается на стороне народа. Более того, в цикле народно-героических драм, таких, как «Саламейский алькальд», «Периваньес и командор Оканьи» и прежде всего «Фуэнте Овехуна», драматург смело провозгласил право человека из народа на месть жестоким тиранам, создал образы крестьян, отстаивающих свою честь и человеческое достоинство. Особое место в ряду этих пьес занимает «Фуэнте Овехуна», революционный пафос которой не знает себе равных в классической литературе прошлого.
Первой драмой Лопе де Вега, которая увидела свет рампы в России, оказалась «Фуэнте Овехуна». Представление этой пьесы в марте 1876 года в московском Малом театре с великой русской актрисой Марией Ермоловой в роли Лауренсии превратилось в большое общественно-политическое событие. Значение этой постановки, как и более позднего спектакля «Звезда Севильи» с той же Ермоловой в заглавной роли, не только в том, что они прозвучали как прямое выступление против реакционной политики русского самодержавия, но и в том, что в этих спектаклях с большой глубиной раскрывались гуманистическая сущность и народность драматургии Лопе де Вега.
Если царская цензура не раз закрывала доступ на сцену лучшим творениям Лопе де Вега, то Октябрьская Революция открыла неограниченные возможности для включения их в репертуар советского театра. Уже в годы гражданской войны на многих сценах шли пьесы Лопе. С середины 1930-х годов один за другим появляются превосходные переводы его пьес, осуществленные крупнейшими советскими мастерами художественного перевода Лозинским, Щепкиной-Куперник, Кельиным и другими.
Такие постановки, как «Собака на сене» на сцене театра Революции (ныне театра имени Вл. Маяковского) в Москве, «Валенсианская вдова» в Ленинградском театре комедии, «Учитель танцев» в Центральном театре Советской Армии, вошли в сокровищницу отечественного театрального искусства.
Столетия отделяют нас от эпохи, в которую жил и творил великий испанский драматург. Но настает вечер, поднимается театральный занавес и герои пьес Лопе де Вега вновь и вновь волнуют сердца зрителей.