Духовенство в дни Октябрьской революции
Сергей Корнеенко
10 октября впервые после трехмесячного подполья В. И. Ленин принял участие в специальном заседании ЦК партии большевиков. Для политического руководства восстанием было создано Политбюро ЦК во главе с Лениным.
16 октября ЦК РСДРП (б) избрал Военно-революционный центр. 23 октября Петроградский Совет взял в свои руки как организацию, так и реальное руководство Красной гвардией, призванной защищать революционные завоевания и бороться с контрреволюцией.
25 октября поздно вечером взят штурмом Зимний дворец. В это же время, в 22 часа 40 минут, в Смольном открылся II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Он принял Декрет о мире и второй исторический документ — Декрет о земле. Съезд сформировал также рабоче-крестьянское правительство — Совет Народных Комиссаров. Председателем СНК стал В. И. Ленин.
Весь октябрь продолжал свою работу поместный собор. Не рассчитывая собственными силами повлиять на революционных рабочих, крестьян и солдат, церковники обращались к их матерям, в массе своей глубоко религиозным.
22 октября «Всероссийский церковно-общественный вестник» напечатал своего рода воззвание к ним: «Если бы каждая мать, помолясь усердно пред пречистым образом богоматери, покрывающей всех нас своим благостным материнским покровом, попросила кого-либо написать своему сыну письмо, полное материнской муки и мольбы, не терзать родной земли своими бесчинствами, подчиниться голосу власть имущих; если бы миллионы матерей обратились с такими материнскими мольбами к своим блудным сыновьям, — не остались бы напрасными их мольбы, а, может быть, сделали бы больше, чем все усилия властей».
Накануне все церковные газеты официально сообщили о том, что 22 октября, в память избавления в 1812 году Москвы от врагов, в Петрограде пройдет казачий крестный ход. «…Православное Всероссийское казачество, верное своим исконным вековым традициям, ставит своим долгом всенародно молить Всевышнего спасти от погибели Россию и благословить оружие на защиту от врагов земли русской… Казачество обращается к гражданам г. Петрограда с искренним призывом разделить их молитвенное обращение к Всевышнему о спасении родины».
Кроме казачьих полков в крестном ходе планировалось участие Николаевского юнкерского кавалерийского училища, а также высшего столичного духовенства во главе с митрополитом Вениамином. Цель — показать, с какой силой столкнутся большевики в случае открытого вооруженного выступления.
21 октября в Смольный на совещание полковых комитетов пригласили и представителей от казачьих полков, которые, после соответствующей разъяснительной беседы, заявили, что отказываются участвовать в крестном ходе. В ночь на 22 октября Временное правительство вынуждено было отменить крестный ход.
С самого начала Октябрьской революции большинство духовенства решительно выступило на борьбу с ней, особенно активно оно было в Москве. Здесь православное духовенство даже предоставляло юнкерам колокольни церквей для огневых точек. Нередко за пулеметами можно было увидеть и самих священнослужителей.
Захват Кремля юнкерами члены поместного собора встретили с радостью, но и не преминули тотчас же скорбно почтить «память верных сынов родины, положивших жизнь свою во благо родины». О зверской же расправе юнкеров над солдатами и красногвардейцами было заявлено, что «поведение юнкеров жители Кремля одобряют».
«Церковь должна поднять и крест и палицу свою против этой гидры, как подняла бы она все оружие свое против антихриста»,— таков был лозунг духовенства в дни Октябрьской революции.