Федерико Лорка: поэт-антифашист
Елена Нестерова
Федерико Гарсиа Лорка родился в 1898 году в небольшом городке Фуэнте-Вакерос в испанской провинции Гранада. Этот год также ознаменовался как год первой империалистической войны за передел колониальных владений. Президент США Уиильям Мак-Киинли-младший объявил войну Испании под предлогом поддержки национального восстания на Кубе.
В этой войне американцы выступили в привычной им роли агрессоров. Прекрасно зная о слабости морского флота Испании, приоритетной задачей они сочли уничтожение основных сил испанского флота. Укреплением своей береговой линии в Атлантическом океане они не стали утруждаться. Не сопоставимы были и финансовые возможности сторон. У испанцев не хватало средств даже для закупки угля для нужд флота.
В результате военных действий Испания, согласно Парижскому миру, лишилась Кубы, Филиппин и Пуэрто-Рико. Американцы, объявив эти колонии «свободными государствами», так или иначе, держали их под контролем.
Для испанцев эта война стала сильным ударом по национальному самолюбию. Две с лишним тысячи человек погибло в боях, четырнадцать тысяч умерли от болезней.
В этом же году образовалось так называемое «поколение 98-го года», определившее себе поиск выхода из тупика, в котором топталась Испания и скудел народ. На их книгах, пронизанных любовью к Родине, ответственностью и «страстью и ненавистью к отчизне» росли молодые. Рос и Федерико Гарсиа Лорка, который в будущем стал гордостью испанской культуры.
В творчестве испанского поэта и драматурга Федерико Лорка никогда не было откровенно политических произведений с идеологическим подтекстом. Однако постановки его трагедий завершались не криками «Браво!», а «Да здравствует свобода!».
Поэт о своих убеждениях говорил так: «Любовь к земле разбудила во мне художника. Земля для меня неразделима с бедностью, а бедность я люблю больше всего на свете. Не нищету, измызганную и алчную, а бедность, благородную, трогательную, простую, как черный хлеб»
Одним из самых известных является сборник «Цыганское романсеро» (Romancero gitano) Лорки. Цыгане привлекают поэта не экзотикой быта, а тем, что они являются наиболее гонимой и преследуемой частью народа.
Когда в материнском лоне
Послышится плач дитяти,
Припомни цыган бродячих,
Тебе подаривших платье!
Комментируя свое произведение «Цыганское романсеро», Лорка говорил: «На этой земле я всегда буду с теми, у кого ничего нет. С теми, кто лишен всего, даже покоя нищеты. Я буду с теми, кого преследуют: с цыганами, неграми, евреями, маврами…»
Будучи уже известным человеком, он мог бы вести себя осторожнее – не подписывать первым антифашистских деклараций и писем или не давать интервью с резкими высказываниями. Однако в начале гражданской войны, в июне 1936 года, когда прочие предусмотрительные люди предпочли отмолчаться, отважный поэт открытым текстом заявил: «Я брат всем людям, и мне отвратительны те, кто любит родину вслепую и приносит себя в жертву пустым националистическим идеалам». Такие высказывания в то время уже не прощались.
«Русский шпион» Лорка был объявлен врагом новой власти. Комендант Гранады заявил, что поэт нанес ей «больше вреда пером, чем иные пистолетом». 16 августа его арестовали. 19 августа 1936 года Федерико Гарсиа Лорка был расстрелян.
В 1930 году Лорка, словно предчувствуя свою судьбу и Гражданскую войну, написал стихотворение «История и круговорот трёх друзей»
Но хрустнули обломками жемчужин
Скорлупки чистой формы —
И я понял,
Что я приговорен и безоружен.
Обшарили все церкви, все кладбища и клубы,
искали в бочках, рыскали в подвале,
разбили три скелета, чтоб выковырять золотые зубы.
Меня не отыскали.
Не отыскали?
Нет. Не отыскали.
Но помнят, как последняя луна
Вверх по реке покочевала льдиной
И горе — в тот же миг — по именам
Припомнило все жертвы до единой.