Джон Браун: он освобождал негров от цепей
Михаил Кечинов
В ночь на 17 октября 1859 г. горстка смельчаков перешла через реку Потомак и захватила арсенал в американском городке Харперс-Ферри. Руководил ими простой фермер Джон Браун. Крошечный отряд, из 22 человек, был окружен тысячью с лишним солдат. Но повстанцы стойко держались целый день. Лишь к вечеру, когда появились голубые мундиры прибывшей из Балтиморы морской пехоты, исход неравной борьбы был решен. Войска почти полностью истребили отряд. Погибли и двое сыновей Брауна. Сам он был тяжело ранен. На допросе Джон Браун сообщил, что ставил своей целью освободить негров от цепей.
Впервые в защиту негров выступил белый с оружием в руках.
Из документов, захваченных в Харперс-Ферри и представленных на суде, выяснилось, что захват арсенала был лишь первым звеном в обширных планах Брауна.
Оружие, взятое в арсенале, он хотел раздать рабам Виргинии, создать в горах свободную республику и отсюда начать борьбу с рабством. Занятые территории должны были быть организованы согласно «временной конституции». В ней говорилось, что рабство в США — самая варварская, беспричинная и неизвинительная война одной части граждан против другой. Конституция предусматривала всеобщее избирательное право, независимо от цвета кожи, бесплатное обучение, соединение семей, разлученных в рабстве.
Рабовладельцы приговорили Брауна к повешению. Он мужественно встретил смерть. Перед казнью он написал: «Я теперь совершенно уверен, что только кровь может смыть великое преступление этой греховной страны».
Приговор, вынесенный Джону Брауну, потряс весь мир. «Палачом Брауна будет… вся великая американская республика», — гневно писал французский писатель Виктор Гюго.
Американский поэт Генри Лонгфелло в день казни Джона Брауна записал: «Когда я пишу это, в Виргинии ведут на казнь старого Брауна за то, что он попытался спасти рабов! Это значит сеять ветер, чтобы пожать бурю». Слова эти оказались пророческими. Восстание, поднятое Брауном, и сама смерть его стали набатным колоколом для американского народа. На рабовладельческом юге США вспыхнули бунты — негры жгли поместья плантаторов. Прошло немногим более года, и все честные американцы поднялись на борьбу с рабством. Армия освобождения шла в бой с песней:
Спит Джон Браун в могиле сырой
Но память о нем ведет нас в бой.
Фермер из Северной Эльбы стал символом благородной борьбы за права черного народа.