«Чудеса случаются там, где в них верят»
Михаил Кечинов
Необыкновенное. Загадочное. Непостижимое. Диковинное. Невиданное. Чудесное… Богат набор слов, означающих неведомое. И действительно, разве мало в нашей жизни, в истории народов и в природе было и есть поразительного, таинственного — такого, что заставляет порой задуматься даже человека, далекого от какой-либо мистики!
…1916 год. Идет первая мировая война. Каждый день уносит тысячи человеческих жизней. Русские солдаты уже не хотят умирать «за веру, царя и отечество». И вот на одном из участков русско-германского фронта случилось нечто исключительное: перед рассветом в небе, на фоне темных ночных облаков вдруг возникла знаменитая икона Казанской божьей матери. Огромное и весьма четкое изображение богоматери увидели тысячи солдат, которые через несколько минут должны были пойти в атаку. «Божье знамение! — пронеслось в окопах.— Оно вещает победу». И многие решительно, с верой в небесную помощь поднялись в бой.
А вот другое «небесное чудо», зафиксированное историей. 14 марта 1813 года в итальянском городе Катандзаро после полудня хлынул красный дождь. Люди в ужасе, побросав все дела, бежали в храмы. А там уже вещали пастыри: мол, кровавый дождь — небесное предупреждение о грядущих бедах, наказании за неправедные деяния. Наступает, мол, «божий суд» над всеми грешниками…
Долго, очень долго не мог успокоиться город, хотя страшный дождь и не принес никому вреда. Лишь красноватые пятна, оставшиеся на стенах и крышах домов, на листьях деревьев, свидетельствовали о том, что недавно произошло. Но разве могли забыть увиденное те, кто верил в сверхъестественное! Потрясенные, думали они лишь об одном: как спасти свою душу, искупить действительные и мнимые прегрешения. Немало вспышек религиозного фанатизма вызвало это «чудо»…
Подобные природные аномалии — не редкость. Не приходилось ли вам видеть такое, например, явление: солнце только что ушло за горизонт, и на темнеющем небосклоне вдруг ясно вырисовывается светлый крест. Огромный, напоминающий одинокие кресты на старых погостах, он тускло светится в вышине. Такое «знамение» и в наши дни может привести в изумление. А представим себе не столь далекое прошлое, когда просто не знали причин данного феномена! Человек верующий уверенно говорил: «Это — чудо, божий знак, предвещающий грешным людям какие-то беды!»
Вера в такие чудеса родилась не на пустом месте. Ведь их видели многие — как же тут сомневаться? А уж наши предки, не знавшие и не понимавшие причинно-следственных связей и закономерностей окружающего мира, часто даже и не пытались как-то проникнуть в суть явления. Они просто и однозначно объявляли: тут действуют какие-то неведомые и могущественные силы, это чудо.
Путь человеческого познания окружающего мира отмечен одной характерной чертой: от незнания к знанию мы идем через загадочное, таинственное. И не только в древности самые естественные явления воспринимались как чудеса. Так было и в недавнем прошлом. Так случается и в наши дни… Наука, как известно, все глубже проникает в сущность природных процессов. Однако их бесконечность постоянно ставит все новые и новые вопросы. И хотя сегодня мы знаем больше, чем вчера, а завтра будем знать то, чего еще не знаем сегодня, путь этот беспределен, мы никогда не сможем сказать: вот она перед нами — абсолютно полная, вполне законченная картина мироздания, в которой все уже настолько ясно, что ничего ни прибавить, ни изменить нельзя. Такого не будет никогда! А значит, всегда будет оставаться таинственное, неразгаданное, поражающее воображение — чудо.
Природа манит и удивляет нас своей многоликостью, а нередко и пугает мощью своих сил. Как и сотни лет назад, несмотря на гигантские успехи науки, в ней остается неисчислимое множество загадок — может быть, даже больше, чем было раньше. Они манят своей неизведанностью, таинственностью. Наверное, самое увлекательное в исследовании окружающего мира в том и состоит, что всегда сосуществуют известное — с неизвестным, познанное — с непознанным, открытое — с еще не найденным.
Следует вспомнить еще об одном: «чудесное» в природе имеет отношение не только к уровню наших знаний — к рациональному, так сказать, мышлению,— но и в немалой степени к области эмоций. Оно, если хотите, влечет необычностью, сказочностью, отрывом от житейского, столь привычного. От чудесного человек нередко ждет осуществления своих самых сокровенных мечтаний — с тем, чтобы стать выше каких- то скучных обстоятельств, обойти законы природы, которые ограничивают его силы и возможности.
Где-то в глубинах психики, на уровне подсознания, у многих людей и сегодня живет необъяснимое чувство существования чего-то неведомого, причем настолько значительного, что оно может радикально изменять закономерный ход событий, влиять на судьбу и т. п. Может быть, в этом свойстве психики отрази-лось бессилие наших далеких предков перед природой и оно свидетельствует о каких-то биологических корнях подобного восприятия непознанного? Мы неосознанно ожидаем явлений, явно противоречащих и хорошо известным законам природы, и всему нашему опыту, мечтаем их увидеть. И хотя никогда ничего подобного в жизни не происходит, подспудная вера в возможность чуда все же таится в сознании многих людей.
Убежденный материалист знает: вполне реальным законам в нем есть и необходимость. и случайность, но нет принципиально необъяснимых вещей, не существует того, что выходит за рамки самой природы, каким бы диковинным, на первый взгляд необъяснимым ни казалось то или иное явление.
Иное дело — чудо в религии. Рассказами о чудесах полны все священные книги, на них паразитируют суеверия, все рожденные человеческой фантазией страхи перед судьбой, перед перебежавшей дорогу черной кошкой и т.п. А объясняет все загадочное одна характерная черта — нерассуждающая слепая вера, отсутствие стремления разобраться в сути непонятного.
…С неба падают дождевые капли красного цвета. В знойном воздухе пустыни появляются танцующие фигуры каких-то зверей. На небосводе возникает светящийся крест. В ночном небе вдруг пролетел светящийся диск. Мало ли их — таких удивительных явлений! Да, в первое мгновение они поражают нас, даже пугают.
Но как гласит небезызвестный афоризм, «результат зависит от точки зрения». Действительно, нет, не может быть ничего надприродного! Ну, а другой? Как немного иной раз требуется, чтобы вовсю разыгралась «потусторонняя» фантазия! И уж тогда нечего говорить хотя бы о стремлении разумно объяснить «чудо». У Маркса есть мудрые слова: слабость всегда спасалась верой в чудеса. Насколько доступнее, проще согласиться с мыслью о чудесном, чем найти, узнать истинную причину удивительного явления.
Помочьчеловеку увидеть мир таким, каков он есть, а не таким, каким его рисует наше воображение,— в этом высокое предназначение науки.
А теперь рассекретим «чудеса», о которых рассказали в начале. Цветные атмосферные осадки — не столь уж редкое явление в природе. Метеорологи почти каждый год фиксируют и желтые, и зеленоватые, и красные дожди. В американском городке Давенпорт однажды прошел дождь, капли которого были голубого цвета. Все дома и предметы, находившиеся под открытым небом, покрылись голубоватой краской. В 1965 году в Армении, в районе Севана, выпал красный снег, который затем превратился в желто-зеленый. А в городе Чердынь и селе Большая Соснова Пермской области в 1953 году многие жители изрядно попачкались, попав под черный дождь.
Главный «режиссер» всех таких «представлений» — ветер. В Давенпорте он поднял высоко в воздух несозревшую пыльцу с американского тополя и вяза — голубоватую по цвету. Она смешалась с дождевыми каплями, и на землю выпали необычные осадки. Желто-зеленую окраску снегу придает сосновая пыльца, которую ветер может принести издалека.
А как обстояло дело с вызвавшим такой ужас «кровавым» дождем 1813 года? Ураганный ветер поднял в пустынях Северной Африки большое количество красноватой пыли, в которой много охры, и пронес ее через Средиземное море к берегам Италии. Смешавшись с дождем, эта пыль придала ему «кровавый» вид.
Светящиеся кресты на небе относятся к так называемым гало — атмосферным явлениям. Они порождаются преломлением и отражением солнечных лучей в ледяных кристалликах, плавающих в атмосфере Земли. Ученые выяснили: при появлении гало Солнце как бы закрыто белой блестящей дымкой, тонкой пеленой высоких перистых или перисто-слоистых облаков, состоящих из мельчайших кристалликов льда. Они-то, подобно зеркалу, отражают или, подобно стеклянной призме, преломляют солнечные лучи, «рисуя» на небе круги, столбы, кресты…
Возможно, кто-то из наших читателей видел такое гало: светлое, окрашенное в радужные тона кольцо вокруг солнца. При этом часть солнечных лучей рассеивается в воздухе, но от кристалликов, которые располагаются на небе по окружности, получаются уже направленные лучи — вот мы и видим светлый круг.
А светящийся столб на небе порождают световые лучи, отражающиеся от мелких ледяных кристалликов-пластинок, плавающих в воздухе горизонтально. Солнце, только-только ушедшее за горизонт, освещает их колеблющиеся нижние грани, которые эти лучи отражают и направляют в глаза наблюдателя. Мы видим, по сути, растянутое, искаженное до неузнаваемости изображение солнечного диска — в небо от горизонта поднимается светящийся столб.
Кстати, подобное отражение каждый видел на воде — «лунную дорожку» на поверхности озера или моря. Это тоже зеркальное отражение луны, только отражение в воде, неузнаваемо искаженное, сильно растянутое. Слегка волнующаяся водная поверхность отражает падающий на нее лунный свет так, что мы видим как бы многие десятки отдельных отражений луны, которые и дают длинную светящуюся дорожку.
И разгадка небесного креста тоже несложна. В его появлении «виновато» не все кольцо, окружающее солнце, а лишь видимая нам часть его. На нее, бывает, накладывается после захода солнца светящийся столб. Он пересекается с частью кольца, а получается изображение большого креста. На фоне вечерней зари такой крест нередко выглядит красноватым, как бы освещен отблеском далекого пожара.
Это безобидное атмосферное явление когда-то очень пугало суеверных людей. Особенно когда такое гало напоминало старинный рыцарский меч. А если он еще бывал окрашен зарей, то вот вам и окровавленный меч — грозное предсказание «грядущих бед».
Поучительна и разгадка «чуда» с Казанской богоматерью. Когда сообщения об этом «необычайном небесном явлении» были опубликованы в прессе, выяснилось: это всего-навсего жульнический фокус, имевший целью поднять патриотический дух солдат. Газеты писали, что подобные картины показывали верующим жрецы Древнего Египта. Еще тогда в полумраке храмов появлялись огромные изображения богов, окруженные сиянием. А в наши дни такой фокус с легкостью проделывается дома. Речь идет о всем известном проекционном, или, как его называли раньше, волшебном фонаре.
В потолке храмов египетские жрецы делали небольшую щель, которая открывалась в нужный момент. На крышу храма взбирался жрец. Он занимал такое положение, что его изображение, пройдя щель, падало на одну из внутренних стен. Когда жрец начинал двигаться, приходила в движение и громадная тень в храме. Закрывалась щель — видение исчезало. А чтобы произвести еще большее впечатление на возбужденную толпу, начинала звучать музыка, распространялся запах различных ароматических веществ. Ну а проекцию иконы Казанской богоматери просто направили при помощи прожектора на темное ночное облако.
Видимо, вполне был прав великий французский просветитель Дени Дидро, когда утверждал: «Чудеса случаются там, где в них верят».