А.С. Макаренко. «По законам красоты»
Елена Нестерова
Бывают книги, которые оставляют в душе глубокий эмоциональный след. За то время, пока читаешь такую книгу, настолько вживаешься в сюжет, что начинаешь ощущать себя полноценной его частью. Мысленно высказываешь свою точку зрения по какому-либо вопросу, одобряешь чей-то поступок или наоборот осуждаешь кого-то.
Для того чтобы написать хорошую книгу, нужно обладать большим талантом. Не только писательским, но и талантом чувствовать жизнь во всех её проявлениях, умением отметить конфликт и показать его решение, способностью отразить не только происходящее, но и обозначить проекцию завтрашнего дня. Наконец, нужно быть человеком, способным понять самое большое на земле счастье – жить с людьми и для людей.
Таким человеком был великий советский педагог А.С.Макаренко, избравший себе достойнейшую специальность – жить для людей. Около трёх тысяч детей и подростков, лишенных нормальной жизни войной, разрухой и голодом, прошли через его человеческое сердце и педагогические руки. О том, насколько сложный и тернистый путь ежедневно преодолевали педагоги и их воспитанники, всесторонне и наглядно описал в своих произведениях Макаренко.
В книге «Флаги на башнях» Макаренко описал реальный коллектив, жизнь созданной им коммуны имени Дзержинского, которая в произведении носит название «Колония им. 1 Мая». В ней рассказывается о том, как беспризорные, надломленные жизнью дети выросли в ярких, неповторимых личностей, ответственных, дисциплинированных коллективистов и передовых членов общества.
Самым убедительным подтверждением эффективности педагогической системы Макаренко является то, что среди всех его воспитанников не было практически ни одного т.н. «человеческого брака» — преступников-рецедивистов, предателей, подлецов или лентяев..
На встрече со своими читателями в Ленинградском дворце культуры им. С.М. Кирова Макаренко говорил: «Я действительно не считал и не считаю своих воспитанников «морально дефективными», и они не были дефективными ни одного дня. За все время не было ни одного черного дня, не было ни одного несчастья. Я не хочу сказать, что это чудо. Это норма. Я считаю, что нужно говорить о дефективных методах, а не о дефективных людях…»
Воспитанники колонии и коммуны активно участвовали в перестройке мира и собственных отношений по «законам красоты». Красота в природе и общественной жизни — это гармония, пробуждающая в человеке чувство возвышенного и прекрасного. Нарушение норм нравственного поведения безоговорочно рассматривалось воспитанниками как явления безобразного и отвратительного.
Большая роль отводилась поддержанию чистоты и гигиены. Специально выращивались декоративные цветы. Эстетика внешнего вида каждого воспитанника также имела огромное значение.
Рассматривая половое воспитание как один из важных аспектов нравственного воспитания, Макаренко говорил: «Половое воспитание должно быть воспитанием именно любви, то есть большого и глубокого чувства, — чувства, украшенного единством жизни, стремлений и надежд». Чрезвычайно важно учение Макаренко о предостережениях против попыток выделить половое воспитание в какую-то отдельную отрасль воспитательной работы. В этих вопросах «решающими являются не какие-либо отдельные способы, предназначенные для полового воспитания, а весь общий вид воспитательной работы, вся картина в целом». Открытое и преждевременное обсуждение половых вопросов кладет начало тому цинизму, с которым мы сейчас повсеместно встречаемся среди взрослых людей.
В книге четко обозначена роль детского труда. Сознание социальной ценности труда сделало участие в нем прекрасным. Каждому ребенку была предоставлена возможность почувствовать себя полезным для общества. Полезность он мог видеть сиюминутно, что являлось важным стимулом к работе.
«Моим основным принципом всегда было: как можно больше требования к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему», — говорил Макаренко. Требование и уважение в личности нашло воплощение в организации «человеческой жизни» колонистов: труд, образование, отдых. Со всеми детьми он общался на равных. Макаренко старался так организовать коллектив, чтобы ребенок в нем мог сам осознать свои ошибки и устранить их. В коммуне им. Ф.Э.Дзержинского имели место не только улыбка друга и теплое слово товарища, но и суровое слово большевика, железное требование и непоколебимая принципиальность. При этом в основе требовательности, по Макаренко, всегда лежит забота о человеке.
«Флаги на башнях» насквозь пронизаны идеей коллективизма, несущего в себе солидарность трудящихся. Отсюда и яростные нападки на неё буржуазных идеологов, кричащих о «подавлении личности», «стирании её своеобразия», «растворении в толпе» и т.д. Однако положительный результат системы Макаренко неоспорим. Об этом свидетельствуют настоящие, живые люди – воспитанники его учреждений. Среди них – видные рабочие, успешные хозяйственники, орденоносцы и герои Великой Отечественной войны.
Нового человека надо «по-новому делать», — заявлял Макаренко. Резкое сопротивление встречают такие заявления среди педагогов-священнослужителей. Для них его система «атеистична» и «не приближает человека к богу». Однако несостоятельность буржуазных методов воспитания мы наглядно наблюдаем вот уже на протяжении двадцати с лишним лет, не говоря уже о том, что было до прихода советской власти.
Макаренко еще в дореволюционное время выработал правило, которого придерживался до последних дней своей жизни: «Прочитал сам – пусть и другие читают». К сожалению, немногие сейчас знакомы с творчеством талантливого педагога. Мы, следуя его правилу, считаем своим долгом порекомендовать всем, кто еще не читал его трудов, изучить работы по-настоящему выдающегося человека. Это поможет наиболее глубоко и всесторонне понять всю гениальность изображенных в них идей и методов, которые легли в основу легендарной советской системы образования, которой завидовал весь мир.