«Антикоммунизм – главная глупость 20-го века»
Сергей Корнеенко
22 июня – очередная годовщина начала Великой Отечественной войны, события, которое, несмотря на различия в оценках, остаётся одним из важнейших в истории России, всех бывших республик СССР, Европы, да и всего мира.
Предлагаем вниманию наших читателей мнение о том трагическом и великом событии председателя Костанайского обкома Коммунистической народной партии Казахстана, доктора исторических наук, профессора Дмитрия Лёгкого, который ответил на несколько вопросов редакции сайта knpk.kz.
— Вправе ли кто-нибудь сравнивать Сталина с Гитлером, а освобождение Красной армией стран Европы от фашизма с оккупацией?
Д.Лёгкий: Вначале, когда попытались поставить Сталина и Гитлера на одну доску, могло показаться, что эти крайние взгляды – не историков, а реакционных политиков. Как известно, историки обыгрывают те идеи, которые высказывают политики. Сейчас мы видим: когда подходят круглые даты по Второй мировой войне, разворачивается ожесточённая идеологическая борьба. В тот год, когда Казахстан председательствовал в ОБСЕ, отмечался юбилей окончания Второй мировой войны. По всей Европе развернулась кампания и была внесена рекомендация: считать в странах ОБСЕ 23 августа, день заключения пакта Молотова-Риббентропа, Днём памяти жертв сталинизма и нацизма. Две идеологии, две системы поставлены были на одну доску. Я спрашивал у одного из чиновников МИД РК, который отвечал за ОБСЕ, как проголосовала казахстанская делегация. Как гражданин Казахстана, я имел полное право знать ответ на этот вопрос. Но до сих пор не знаю – в нашей стране этот момент обошли молчанием. С одной стороны, это не самый худший вариант, но с другой – мы могли открыто выступить против того, чтобы идеологию агрессоров и нацистов уравняли с идеологией государства, принявшего на себя главный удар фашизма, сломавшего ему хребет. Но не выступили. Почему? Такой же вопрос у меня и к ОБСЕ, европейской организации. Кто пострадал от фашизма больше, чем Европа? И кто освободил Европу от фашизма? Самое интересное, что председатель комиссии, француз, был против этой резолюции, а вся Восточная Европа проголосовала вместе с Америкой за. Они сегодня считают оккупантами и Красную армию, и армию Вермахта. Ещё можно понять Венгрию и Румынию – они воевали на стороне фашистов, и болгары де-юре шли с гитлеровскими завоевателями в одних рядах, но Прибалтика, но Украина…
— Можно ли ставить в вину коммунистическую идеологию армии-победительнице? Могла ли состояться Победа без чёткой объединяющей идеи?
Д.Лёгкий: Память о войне – одна из немногих связывающих нитей, которые держат народы в одном историческом пространстве. Но есть силы, которым выгодно эти нити резать на мелкие куски. Украина уравняла бандеровцев с ветеранами Великой Отечественной. Дело даже не в самом Степане Бандере, которого со всей верхушкой через неделю после начала войны арестовало гестапо – на 4 года, а в последователях. Роман Шухевич, к примеру, стал народным героем Украины ещё до Бандеры, а он возглавлял как гауптман «Нахтигаль», подразделения СС из украинских нацистов. На фотографии, где он в форме со свастикой, украинцы насмотрелись досыта. Как Украина согласилась с его геройским статусом, уму непостижимо. Но главное не в мешанине персон, а в мешанине идей. Как можно нацистскую идеологию, которая оставляла право на жизнь только арийской расе, уравнивать с идеологией интернационализма, которая суть коммунистической идеи? Напомню знаменитое изречение Томаса Манна: «Антикоммунизм – главная глупость 20-го века». Идея сплотила народы СССР, она вела к Победе и Красную армию. «Коммунисты, вперёд!» – лозунг забыт, но сколько подвигов было совершено под его воздействием. Я говорю об этом не как секретарь обкома Компартии народа Казахстана. Я говорю от имени своей матери, участницы войны, от имени её ровесников, выдержавших неимоверные тяготы ради Победы.
— Не запутаются ли новые поколения в ответах на основные вопросы: кто развязал Вторую мировую войну, кто был агрессором в Великой Отечественной войне, а кто вёл оборонительную борьбу, кто принёс самые большие жертвы на алтарь Победы?
Д.Лёгкий: Казахи, русские, украинцы и другие народы Советского Союза, которые воевали, знают правду этой войны, хотя, конечно, у них в руках нет тех рычагов, которые могли бы заткнуть рот таким писателям, как Суворов-Резун. В России его приговорили фактически к смертной казни, уже при Путине запретили въезд в страну как предателю. Но его издают. Германия запретила «Майн Кампф», а мы ничего не запрещаем. В наших книжных магазинах произведения Бауржана Момышулы не всегда увидишь, а Резуна, этого подлеца, – полное собрание. С помощью таких резунов и вводят в заблуждение новые поколения во всех странах. Мол, Сталин 6 июля 1941 года должен был начать войну против Германии и всей Европы, наших сил на границе для нападения было собрано видимо-невидимо. Но сколько лет тому же Сталину пеняли, что границы были голые, а потому Красная армия полгода отступала и докатилась до Москвы. Так где этому школьнику или студенту искать правду? Её должно охранять государство – силою закона. Её должна охранять история как наука.
— Чему учат войны?
Д.Лёгкий: Войны учат одному: нельзя допускать войн.