Капитализм застопорился… в головах
Татьяна Васильева
О том, что у капитализма нет будущего, давно говорили классики марксизма. Говорили и доказывали. Опыт СССР тоже можно считать доказательством. Но СССР не устоял. Это самый главный аргумент, который выставляют сегодня против тех, кто продолжает придерживаться марксистских позиций.
Однако, отбросив и похоронив советский опыт, а вместе с ним и теорию марксизма, современные мыслители из числа политиков и общественных деятелей, сами того не осознавая, именно под влиянием того самого, первого, во многом примитивного, полного пережитков прошлого, социализма приходят к тому же самому выводу: капитализм глубоко безнравственен.
Во всяком случае, такое заключение на семинаре академика РАН Олега Богомолова сделал сам протоиерей Всеволод Чаплин. Самая «красивая» цитата из его заключения звучит так: «Сегодня уже пора подписать нравственный приговор современному капитализму, современной мировой экономической системе… Современный глобальный экономический уклад построен на принципе «деньги делают деньги», и этот принцип глубоко безнравственен. Либеральный капитализм обречен на гибель. Или он перестанет быть капитализмом, или перестанет быть либеральным».
Не надо быть Чаплиным, чтобы сделать такой вывод. Однако у протоирея мысль бьётся в соответствующем ключе: «В России всегда считалась естественной сильная персонифицированная центральная власть, нравится нам это или нет, приоритет в общественной иерархии государевых людей над персонифицированными экономическими акторами или уж тем более над разного рода неформальными центрами власти, будь то криминал или какие-то самопровозглашенные группы умников. Объединить эти идеалы со всеми возможными новыми вариантами развития событий — совместный долг власти и общества».
Ищет мыслитель выход из безнравственного капитализма в своём направлении – это понятно. Интересно, что и другие деятели бьются в своих углах.
Портал REGIONS.RU опросил, традиционно, парламентариев по этому, столь взволновавшему протоирея Чаплина, вопросу — умирает ли капитализм? Оказалось, что большинство опрошенных склоняется к утвердительному ответу на этот вопрос. Но во что выльются похороны? Вот некоторые умозаключения.
Владимир Петров, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Тверской области: «Вообще все эти теории себя изживают постепенно: либеральный или государственный капитализм, социализм и так далее. Мы сегодня строим другое общество, постиндустриальное… Сегодня мы строим некий симбиоз. Если брать экономические теории, а их три основные – монетаризм, марксизм и кейнсианство или нео-кейнсианство – то сегодня мы строим экономическую политику на основе симбиоза этих трех теорий. У нас вырабатывается новая экономическая реальность и новая теория, поскольку экономическая наука следует всегда за практикой».
Бато-Жаргал Жамбалнимбуев, член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам. Представитель от исполнительного органа государственной власти Забайкальского края: «Многие западные страны, осознав негативные стороны глобализации, все больше используют элементы государственного планирования и регулирования экономики. В этом смысле, наверное, можно сказать, что в чистом виде либеральный капитализм постепенно уходит в прошлое».
Максим Рохмистров, Первый заместитель председателя комитета ГД по бюджету и налогам: «Общество каждый раз выбирает для себя новые направления развития, и любую форму экономических и социальных отношений в ходе этого развития ожидает либо исчезновение, либо трансформация во что-то новое. Попытки же законсервировать какой-либо исторический этап ни к чему хорошему не приводят. Это мы отчетливо видим на примере безуспешной попытки инсталлировать на территории России идеальное коммунистическое общество».
Олег Куликов, заместитель председателя комитета ГД по охране здоровья, член фракции КПРФ: «Вся сущность его /капитализма/ — в неограниченном потреблении узкого слоя сверхобеспеченных людей, когда значительная часть населения Земли живет впроголодь. И задача Церкви как раз состоит в том, чтобы разъяснять неприемлемость этого, в том числе власть имущим. Либеральный капитализм действительно исчерпал себя. И сегодня в тех же Соединенных Штатах и многих странах Европы проявлений социализма больше, чем у нас в России. Там лучше защищаются права трудящихся, более развиты и доступны услуги здравоохранения, меры социальной защиты… Считаю, что и Россия должна двигаться по пути большей социализации общества, большей социальной ответственности государства перед своими гражданами».
Борис Резник, член комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Член комиссии ГД по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами ГД, член фракции «Единая Россия»: «Сам по себе капиталистический уклад основан на денежном интересе и нравственности здесь нет и в помине. Но вот что другой строй может быть лучше – это вопрос спорный. Чего хорошего, скажем, в тоталитаризме или монархии?.. Главное, чтобы при любом государственном укладе общество сохраняло свои нравственные устои и культурные традиции… Если в основе общественных отношений будут лежать принципы морали, внимания к человеку, помощи больным и неимущим, то уже не имеет значения, будет ли у нас либеральный капитализм или какой-то другой. Здесь дело не в форме, а в содержании».
Что-то не складывается стройной теории… Выход из капитализма или для капитализма каждый ищет в своей глухой стене, уверенный в том, что вот уже нащупал ручку заветной двери. А дверь-то совсем в другой стороне. Её не прорубили, а просто нашли марксисты ещё в позапрошлом веке. Правда, сегодня к той двери приделали огромный засов, а коммунисты современные, наверное, столь слабы, что и вместе не могут сдвинуть тот засов. А может, потому что не вместе?