Так было. Так будет?
Сергей Корнеенко
100 лет назад, 17 апреля 1912 года, царские войска расправились над рабочими Ленских золотых приисков. Ленский расстрел потряс всю Россию. Преступление царизма вызвало гневное возмущение рабочих. По всей стране прокатились демонстрации, митинги, стачки протеста.
Прииски Ленского золотопромышленного акционерного товарищества («Лензото») располагались в глухой сибирской тайге почти в 2 тыс. километров от железной дороги. Бόльшую часть года они были оторваны даже от сибирских губерний, так как сообщение с ними поддерживалось лишь по реке Лене во время летней навигации. Рабочие находились в полной зависимости от местной администрации.
Нещадная эксплуатация рабочих обеспечивала громадные прибыли английским и российским акционерам, среди которых были крупные русские предприниматели А. И. Вышнеградский, А. И. Путилов (члены правления товарищества), граф С. Ю. Витте, императрица Мария Федоровна — мать Николая II, и другие.
Положение рабочих было чрезвычайно тяжёлым. Рабочий день продолжался 10-12 часов. Штрафы, обсчёты, обвешивания и обмеры при приёмке намытого золота снижали и без того низкую заработную плату. Техника безопасности отсутствовала. Рабочие жили в холодных и сырых казармах, в ужасных антисанитарных условиях. Женщины и подростки работали наравне с мужчинами, но получали за это значительно меньше. Бόльшая часть заработка рабочим выдавалась талонами, на которые они покупали продукты в хозяйских магазинах. Цены на продукты произвольно назначались владельцами.
13 марта 1912 года на Андреевском прииске началась забастовка; поводом послужила продажа в магазине недоброкачественной конины. 17 марта были выработаны требования бастующих: 8-часовой рабочий день, повышение зарплаты на 30%, отмена штрафов, улучшение снабжения и жилищных условий. Но ни одно из наиболее важных требований не было удовлетворено администрацией. Она ответила угрозой рассчитать рабочих, лишить их жилья и прекратить выдачу продовольствия. Рабочих вместе с семьями обрекали на смерть от голода и холода, так как выехать из района приисков в это время года было невозможно. Но забастовщики держались стойко. К концу марта стачка охватила все прииски (свыше 6 тыс. рабочих). Руководили ею Центральный стачечный комитет и Центральное бюро, в которые входили большевики П. Н. Баташев (председатель комитета), Г. В. Черепахин, P. И. Зелионко, М. И. Лебедев, а также меньшевики и эсеры.
Тогда царские власти решили подавить забастовку силой. Правительство направило из Киренска и Бодайбо войска. В ночь на 17 апреля были арестованы почти все члены стачечного комитета. Утром рабочие потребовали их освобождения, и днём 17 апреля 2,5 тыс. человек двинулись к Надеждинскому прииску для вручения чиновнику прокуратуры жалобы на произвол властей. Путь им преградили полиция и войска. По приказу жандармского ротмистра Трещенкова солдаты открыли огонь по безоружной толпе. Более 500 человек было убито и ранено в этом кровавом побоище.
На запрос депутатов Думы – социал-демократов о Ленском расстреле министр внутренних дел Макаров цинично заявил: «Так было и так будет впредь».
Однако под давлением общественности правительство вынуждено было направить на прииски для расследования комиссию. Новый договор о найме не удовлетворил рабочих. Забастовка продолжалась до 25 августа, когда прииски покинула последняя партия рабочих (всего с семьями уехало около 9 тыс. человек).
Ленский расстрел вызвал в стране стачки и митинги протеста, в которых участвовало около 300 тыс. человек. Ленские события в условиях революционного подъёма 1910-14 г.г. послужили толчком к перерастанию революционных настроений в массовое наступление против царизма и капитализма.
Из эха Ленских событий родилась газета «Правда», ставшая не только коллективным агитатором и пропагандистом, но и коллективным организатором. В первом номере новой газеты, вышедшем 5 мая 1912 года, редакция объявляла, что средства, вырученные от продажи газеты, пойдут семьям рабочих, убитых на Лене.