Российско-латвийские отношения: прошлое, настоящее, будущее
Лариса Адамова
«Кто прячет прошлое ревниво,
тот вряд ли с будущим в ладу»
А. Твардовский
В современном мире так много проблем, которые нужно решать объединенными усилиями – международный терроризм, экологические катастрофы, нехватка природных ресурсов и т.п. Но, к сожалению, некоторые политики стран бывшего СССР, вместо того, чтобы общими усилиями решать эти проблемы, не могут никак отойти от нещадной эксплуатации национальной идеи как орудия в борьбе за власть. Главным своим врагом они называют Россию.
Латвия не стала в этом случае исключением: из-за близорукости отдельных политиков межэтнические отношения между Латвией и Россией иногда рассматриваются через призму конфликтов, некогда имевших место в совместной истории стран. Даже Петру I досталось: якобы он пытался заставить автохтонных латышей отказаться от национальной самоидентификации и насаждал повсеместно русский язык. Но эти политики не учитывают исторических реалий того времени, когда коренному населению латышских земель угрожала вовсе не русификация, а германизация. С XIII-го века, когда была основана Рига, и до конца XVI-го столетия в этом городе жили в основном представители немецкой нации. Немногочисленные латыши подвергались дискриминации со стороны администрации, состоявшей из немцев, шло тотальное онемечивание местных жителей.
Подтверждением неприятия всего, что связано с Россией, стал в 2001 году яростный отпор латвийских националистически настроенных кругов планируемому восстановлению конной скульптуры Петру Первому, отлитой из бронзы. У этой статуи довольно печальная судьба. Открытие монумента состоялось в 1910 году в честь 200-летия вступления войск российского императора в Ригу. Но в 1915 году из-за угрозы вторжения армии кайзера памятник демонтировали и увезли из города. Транспорт, на котором перевозилась статуя Петра Первого, был торпедирован. До 1934 года монумент пролежал на дне Финского залива, пока его не обнаружил местный житель. Но даже после этого скульптура не вернулась на свое место.
Только на границе двух столетий президент компании «Тейкас нами» Евгений Гомберг решил восстановить памятник. Заручившись согласием рижской думы, он на собственные средства пригласил специалистов Русского музея Санкт-Петербурга в столицу Латвии, чтобы они смогли по немногим сохранившимся фотографиям восстановить прежний облик статуи бронзового императора. И вот перед празднованием 800-летия основания столицы Латвии, в парке, рядом с управлением рижского свободного порта, появился реконструированный монумент.
Возвращение скульптуры императора Петра I вызвало в верхушке правящей элиты города волну возмущения. Несмотря на то, что этот памятник пытались отстоять большое количество жителей страны, среди которых были люди разных национальностей, его вновь демонтировали. Через два года в Стрельне под Петербургом установили точную копию статуи, а ее прототип так и остался ждать лучших времен.
Эта ситуация чем-то напоминает историю, произошедшую несколько лет назад на Украине, с установкой в Севастополе памятника Екатерине Второй, которая своим указом повелела заложить этот город. Но в отличие от российского императора, этой царице повезло: памятник все же установили, не глядя на политическое противостояние, которое рядилось в благопристойные одежды борьбы за национальную идею.
В ситуации с монументом Петру Первому простым людям Латвии предложили историю, скорректированную под чьи-то интересы. Вызывая межнациональную неприязнь подобными акциями, так называемые «патриоты-националисты» хотят скрыть некоторые исторические факты в своей истории и в совместной истории с великой соседкой. К примеру, благодаря победе в Северной войне у России появился выход к Балтийскому морю, а значит, Латвия, вошедшая в состав Российской империи, и ее столица Рига обрели новый, почетный статус. Немецкое дворянство, владевшее до этого времени большей частью балтийской территории, добровольно отдало латвийские земли Петру I и получило за это особые привилегии от императора. Угнетенные народы латвийской земли, как латыши и русские, так и другие нации и народности, жившие в новой российской губернии, Рижской, именно тогда сплотились в борьбе за свои права и свободы.
На протяжении многих веков Россия и Латвия были связаны совместной историей. Тесно переплелись за это время культурные и духовные традиции латвийского и русского народов.
Славяне издавна проживали на землях Латвии, но до конца XVII-го столетия их число было незначительным. Река Двина (Даугава) объединяла земли русских и латышей. По ее берегам привольно расположились шесть больших городов, одним из которых является Рига. Именно этот крупный город с богатейшей историей, считающийся красивейшим городом Балтики, – яркий пример стремления двух народов к дружескому соседскому проживанию. Здесь, в Риге, и раньше, и сейчас живет много русских людей, а этнические группы, говорящие на русском языке, составляют большинство горожан. Этот факт тесно связан с достаточно долгим процессом славянского переселения из других районов России на латвийскую территорию, который начался еще во 2-й половине XVII-го столетия. В период петровских реформ в Латвию потянулись переселенцы – русские старообрядцы. Здесь они нашли вторую Родину. Не только простые латыши, но и немецкая администрация, правящая в Риге в те времена, благожелательно отнеслись к представителям второй волны русской эмиграции. Подвергаемые гонениям старообрядцы были людьми богобоязненными, деятельными, работящими. Она пришлись ко двору рижанам и быстро включились в хозяйственную и деловую жизнь города.
Нил Ушаков, председатель городской думы и рижский мэр, отмечает, что в настоящий момент русскоязычное население Риги составляет почти 65 процентов рижан. По его словам, современные жители Латвии по-иному смотрят на отношения с Россией, нежели 20 лет назад. Анализ ошибок, которые привели к нежелательным, губительным результатам ничем необоснованного противостояния, переосмысливание исторических фактов добрососедских в прошлом взаимоотношений – все это принесло свои плоды. Прекрасным образцом исправления ошибок и налаживания межгосударственных и межэтнических отношений стало празднование в Риге в этом году Дня Победы. У памятника Освободителям в столице Латвии собралось свыше 300 тысяч человек, что для Риги, где проживают 700 тысяч, своеобразный рекорд.
Сейчас трудно сказать, как в дальнейшем будет складываться судьба латвийско-российских отношений. Несомненно одно: произошедший после развала Советского Союза разрыв стал болью для многих жителей России и Латвии. Рана от этого драматического события не зажила у обоих народов до сих пор, ведь за многие столетия, прожитые вместе, сложилась и совместная история, и совместная судьба. Будет ли совместное будущее, решать латвийскому и российскому народам.