Церковная паутина на Великой Победе
Татьяна Васильева
Не успели утихнуть страсти вокруг скандального заявления С.Чапнина (ответственного редактора «Журнала Московской патриархии», официального органа Русской православной церкви) о символе солдатского подвига – Вечном огне, как его единомышленники из РПЦ продолжили оплетать антисоветской паутиной нашу Великую Победу.Комментируя слова Чапнина в интервью Regions.Ru, священнослужители не только фактически поддержали своего представителя, но и выразили уверенность в том, что советские символы Победы в конце концов исчезнут с нашей земли.
Протоиерей Димитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофания Воронежского:
«Для нас, конечно, это страшный символ. Но что же делать, если Могила Неизвестного солдата была создана в советское время?… С.Чапнин в общем- то тоже прав. И хорошо, что такая полемика возникла. Ведь мы до сих пор не можем убрать с Красной площади один из главных символов коммунистической эпохи – этот зиккурат, отравляющий атмосферу в стране – символ смерти и разрушения, самоубийства нашего народа. И советские символы Победы – тоже из этой серии. Конечно, от всего этого надо как-то освобождаться – спокойно, деликатно, постепенно. Умные люди у нас есть. Могли бы продумать, как это сделать».
Игумен Гермоген (Ананьев), насельник Московского Данилова монастыря:
«Мы помним, как советская власть пыталась вместо церковного культа ввести всевозможные подмены. Это и поклонение мумии Ленина, и вечный огонь, и т.д… Конечно, 9 мая надо воцерковлять».
Иеромонах Тихон (Зимин), преподаватель МДАиС:
«Да, система образов для увековечивания памяти о них, принятая еще в советское время, не соответствует христианскому мировоззрению. И такое положение надо, конечно, исправлять».
Добрые батюшки, дабы подчеркнуть великодушие Церкви, выразили готовность потерпеть, пока ещё живы ветераны и люди старшего возраста, для которых «эти символы имеют ценность». «Мы должны щадить их чувства. Требовать от них каких-то новых жертв нельзя», — сказал отец Тихон.
Высказал своё мнение и любимец православного руководства КПРФ, глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. Выступая в программе «Комментарий недели» канала «Союз», этот господин в свойственной ему манере попытался придать Великой Победе религиозный смысл. По его мнению, жертвенность, любовь к отечеству, готовность отдать всего себя – это исключительно христианские ценности. «Именно эти ценности, которые не были окончательно вытравлены из народной души даже несмотря на господство тоталитарной коммунистической идеологии, дали возможность выиграть войну», – заявил он.
Стараясь звучать как можно более убедительным, Чаплин рассказал о том, что советские солдаты, формально отказавшись от религии, на самом деле были по-настоящему верующими людьми, которые прятали «крестики и иконки в своей одежде и даже в своих партийных билетах». Хотя он признаёт, что были и те, которые искренне кричали «За Родину! За Сталина!» Он так и сказал – «кричали», а другие шли под красными знамёнами, но молились Божьей Матери и всем святым. Видимо, обереги в виде иконок и крестов, а также молитвы перед боём – это и есть проявление жертвенности и готовности отдать всего себя. Как бы подтверждая победу религии над атеизмом, В.Чаплин вспомнил поговорку «На войне атеистов не бывает»…
Рассказал протоирей и о том, что «многие и многие люди без восторга относились к советской власти, многие имели серьезные претензии к этой власти, многие от нее пострадали. И тем не менее среди этих людей большинство не повернуло оружие против своего народа».
Однако, история свидетельствует о том, что те, кто был против советской власти, дружно повернули оружие против своего народа, и нашлись церковники, которые охотно поддержали их.
К символам Победы Чаплин относится спокойно, однако он объяснил, что православные люди приходят к Вечному огню не для того, чтобы поклониться огню или пятиконечной звезде, которые, конечно же, противоречат христианству, а для того, чтобы помолиться.
«Мы молимся и скорбим, помня, каким злом была война, скольких жертв она стоила, и одновременно мы чествуем и прославляем подвиг нашего народа, который, несмотря на тяготевшую над ним безбожную власть, выстоял в этой войне, обеспечив России будущее, создав возможности для ее грядущего духовного возрождения», — закончил плетение очередного кольца паутины протоирей…