Какая черта отделяет Крым от России?
Татьяна Васильева
Известный польский социолог, философ Зигмунд Бауман полагает, что «Россия исторически решила проблему, которую основной части Европы еще только предстоит решить: наладить мирное сосуществование разных народов, религий, культур, традиций и языков». «Вы перегнали европейцев в таком важном компоненте, как умение жить вместе», — сказал Бауман в интервью журналу «Итоги».
Не так давно с последним утверждением можно было бы согласиться. Причём, «компонент», упомянутый Бауманом, был характерен не только для России, но и для других республик, входивших в состав СССР. Что касается «сосуществования», это конечно не тот термин, который мог бы охарактеризовать то, чему научились народы Советского Союза.
Можно ли назвать сегодняшнее состояние межнациональных отношений в России сосуществованием? Пожалуй. Но то, что социологу видится как положительный пример, на самом деле, представляет собой очень неустойчивую конструкцию, которой угрожает всё то же самое, что и Европе сегодня. Сам Зигмунд Бауман назвал это «диаспоризацией», которая происходит в условиях т.н. «отрицательной глобализации» – когда границы перестали оберегать государства от проникновения иных культур, не желающих ассимилироваться (З.Бауман является автором понятия «глобализация»).
Процесс «российской диаспоризации» невозможно не заметить. Мало того, процессы «диаспоризации», происходящие в других странах постсоветского пространства, зачастую непосредственно касаются России и добавляют к нашему внутреннему межнациональному «сосуществованию на грани» такое же «на грани сосуществование» с соседними народами.
Проблема крымских татар далека от разрешения. В 18 веке, когда в Крыму проживало около 500 000 человек, крымские татары — потомки различных народов, мигрировавших на территорию полуострова – составляли более 90% населения. Сегодня численность населения Крыма – около 2 миллионов человек. Крымских татар на полуострове около 13% (260 000). Это приблизительно половина всех крымских татар, которые живут также в Узбекистане, Турции, Румынии и России. Русских на полуострове более половины, украинцев – четверть.
История депортации и возвращения крымских татар известна, известна и история Крымского полуострова, который входил в состав России с 1783 года. Сегодня, как показывают социологические опросы, около 75% русскоязычного населения Крыма связывают своё будущее с Россией. Крымские татары категорически против. Об этом в интервью «Радио Свобода» заявил глава меджлиса Мустафа Джемилев.
Крымских татар беспокоит пропаганда воссоединения с Россией. При этом, Джемилев видит объективные причины тяги крымчан к России: 80% русскоязычных жителей, по его словам, переселенцы и их потомки, и у них сильна связь с исторической родиной. Однако объективных причин для воссоединения, по его мнению, нет. Как решить противоречие между тягой подавляющей части русскоязычного населения и категорически отвергаемой крымскими татарами возможностью объединения Крыма с Россией? Мустафа Джемилев прозрачно намекает: «Нам не понятно, почему они хотят воссоединиться со своей исторической родиной вместе с нашей исторической родиной. Мы так же стремились вернуться на свою родину, взяли чемоданы и приехали сюда, а та часть населения хочет в Россию вместе с нашей исторической родиной».
Ну что тут сказать? Если только напомнить, кто освободил историческую родину крымских татар от фашистских оккупантов. Татарские националисты рассчитывали на то, что Гитлер подарит им самостоятельность, и за это они готовы были преданно служить агрессору. А тому нужно было лишь их предательство СССР и активная борьба с советскими партизанами. Уже зимой 1941-42 годов стало ясно, что никакого татарского государства в Крыму немцы создать не позволят. Татарские националисты отправились на поклон к фюреру, но тщетно – Германия видела Крым исключительно своей территорией, которую в перспективе должны были заселить немецкие колонисты. Но татарские националисты продолжили помогать оккупантам уничтожать русских, украинцев, евреев…, и затянули в эту преступную деятельность тысячи представителей своего народа.
А потом Красная Армия освободила Крым. Сегодня вернувшиеся после депортации крымские татары живут на своей исторической родине, которая свободна от немецких колонистов. Возможно, некоторым из них хотелось бы как раз обратного, но открыто они об этом не говорят, лишь дают понять 88 процентам населения Крыма, что именно они являются хозяевами на этой территории и не позволят русским даже головы повернуть в сторону России. «И если они перейдут черту, – пригрозил Джемилев, — то тогда возможны любые конфликты».
По его словам, в Крыму наблюдается «постоянная травля, постоянное внушение мысли, что татары вот-вот взорвут Крым, что здесь будет вторая Чечня, второе Косово…» «Определенным силам, — добавил он, — очень хочется, чтобы здесь на Украине была своя Чечня». При этом, глава меджлиса с гордостью подчеркнул, что крымские татары исповедуют принцип ненасилия, поэтому до сих пор удавалось избегать кровавых конфликтов.
Надо понимать, по той же причине удавалось избегать кровавых конфликтов и до 1941 года. Однако стоило появиться сильному покровителю в лице фашистских оккупантов, и кровь полилась рекой – русская кровь…
Не найдётся ли у крымских татар надёжный покровитель в современной Украине? Слишком озабоченно глава меджлиса говорил о той черте, к которой, по его мнению, подошло русскоязычное население Крыма. Что за этой чертой? Для русских — Россия, а для крымских татар – конец мирного сосуществования?
Похоже, Зигмунд Бауман несколько ошибся в своих оценках – раньше наше умение жить вместе имело одну общую основу. Сегодня, когда этой основы не стало, умение жить вместе распалось на неумение разных народов жить отдельно. И пока все этому усиленно учатся, речь может идти только о напряжённом сосуществовании, когда каждый стоит у своей черты…