Чернобыль. 25 лет тому назад… Помянем тех, кого уже нет с нами…
Валентин Котов
В такую же апрельскую ночь, ровно 25 лет назад, взрыв на Чернобыльской Атомной расколол мир на ДО и ПОСЛЕ. ДО Аварии и ПОСЛЕ нее.
Расколол невидимой (как радиация, порожденная аварией), но непреодолимой границей. ДО — остался миф о «безопасной ядерной энергетики», совершенстве отечественных реакторов и надежности систем безопасности. ПОСЛЕ… после было то, что было…
В спешке покинутые села, брошенный домашний скарб, сгорающий под безжалостным зноем – теплое выдалось ТО лето – никому уже не нужный урожай.
Как-то «вдруг» оказалось, что и реактор РБМК-1000 не так безопасен, как уверяли его разработчики, да и системы безопасности, в принципе, сами по себе неплохие, оказались не готовы к нерасчетной ситуации. Как всегда, результаты головотяпства и безответственности одних пришлось исправлять ценою жизни и здоровья очень многих людей, тех, кого мы сегодня называем «ликвидаторами».
Я не хотел бы сейчас подробно касаться причин аварии, многое до сего дня так и осталось неясным, недоговорённым, но понятно, по крайней мере, одно – версия о вине персонала, выдвинутая в первые дни после аварии, активно пропагандировавшая в прессе, и отраженная в судебных решениях, сейчас не находит своего подтверждения. На первый план выходят конструктивные недостатки реактора РБМК, недостатки, ставшие своего рода «миной замедленного действия», взорвавшейся той апрельской ночью – и взорвавшей судьбы очень многих людей.
Но сейчас не самый подходящий момент для «назначения виноватых». Сегодня хочется вспомнить всех тех, кому обязаны жизнью и здоровьем миллионы людей, жителей Европы и Азии, стран бывшего СССР и его «идеологического» врага – блока стран НАТО.
Вспомнить ликвидаторов. Помянуть тех из них, кто не дожил до сегодняшнего дня…
Ликвидаторы оказались скромными героями, так часто случается, пусть это и несправедливо, но – так бывает. Люди, потерявшие в Чернобыле здоровье, оказались выброшены на социальную обочину, мало кому было до них дело в бурных перипетиях 90-х, когда разваливалась великая страна, когда отдельные «молодые и предприимчивые» сограждане (помните, был такой термин, неологизм начала 90-х?) стремились урвать себе кусок пожирнее.
Давайте же в эти дни вспомним о них, о тех, ко многим из которых в полной мере можно отнести слова, высеченные на камне у могилы Неизвестного Солдата – «Имя твое неизвестно. Подвиг твой – бессмертен».
Вспомним пожарных города Припять (не все знают, что Чернобыль на самом деле был на периферии развернувшейся битвы с взбесившимся «мирным атомом», передним краем которой стал город атомщиков Припять), первыми прибывших к месту катастрофы. Благодаря их героизму начавшийся пожар был локализован, и авария оказалась ограничена пределами 4 блока.
История сохранила для нас имена героев:
Начальник ВПЧ-2 майор Леонид Телятников
Начальники караулов лейтенанты Владимир Правик и Виктор Кибенок,
Иван Шаврей, старший сержант в/с, старший пожарный
Владимир Александрович Прищепа, старший сержант в/с, старший пожарный
Николай Леонидович Нечипоренко младший сержант в/с, пожарный
Андрей Дмитриевич Король, сержант в/с, водитель.
Виктор Легун, старший сержант в/с, командир отделения
Анатолий Анатольевич Захаров, сержант в/с, водитель
Леонид Шаврей, младший сержант в/с, старший пожарный
Сергей Николаевич Легун, младший сержант в/с, пожарный
Александр Петровский, младший сержант в/с, пожарный
Андрей Николаевич Половинкин, рядовой в/с, пожарный
Иван Алексеевич Бутрименко, старший сержант в/с, командир отделения, водитель.
Вспомним операторов той страшной смены, не оставивших свой пост, БЩУ-4, даже тогда, когда стало ясно – каждая минута, проведенная рядом с разрушенным реактором, смертельно опасна. Специалисты станции сделали всё возможное и невозможное для того, что бы локализовать аварию, и минимизировать ее последствия.
Именно благодаря работе персонала станции удалось избежать взрыва водорода, использовавшегося в системе охлаждения реактора…
Вот их имена:
Александр Акимов, начальник смены блока
Леонид Топтунов, старший инженер управления реактором
Борис Столярчук, старший инженер управления блоком
Игорь Киршенбаум , старший инженер управления турбиной.
Вспомним работу медиков Припяти, в ту страшную ночь принявших на себя удар ядерного джинна, выпущенного на свободу.
Припятские бригады «скорой помощи» первыми прибыли на аварийную станцию.
Врач Валентин Белоконь организовал эвакуацию пострадавших, и оставался на промплощадке до самого утра, пока не подоспела помощь коллег-медиков из соседних населенных пунктов.
Вспомним многих других, тех, кто участвовал в ликвидации аварии. Тех, кто сохранил Мир живым. Вспомним и поблагодарим — поблагодарим живых и поклонимся праху павших…