Театральная премьера с раздеванием актрис на сцене и матом
Сергей Зинцов
В российском театральном обществе вновь разразился скандал. Премьера спектакля «Банщик» в Псковском академическом театре – под угрозой срыва. Несколько актеров, задействованных в нем, пожаловались министру культуры Владимиру Мединскому на то, что в спектакле будет использоваться мат, а на сцене появятся пьяные обнаженные женщины. Почти половина актеров отказались играть, заявив, что не желают становиться «невольными сторонниками похабщины ради высоких эффектов».
По сведениям «Ленты.ру», режиссер Варвара Фаэр заявила в интернете, что артистов заставила сделать это администрация театра. Теперь уже она сама сомневается в том, что премьера состоится: ее уже перенесли с 16 апреля на 14 мая «из-за технических недоработок», но что будет дальше и согласятся ли актеры играть, никому не известно.
«Банщик» это спектакль, где параллельно с сюжетом на сцене звучат монологи реальных псковичей, которые, будто бы, сами актеры собирали несколько месяцев. Как говорит режиссер, там можно увидеть представителей самых разных профессий, однако уже их подбор поражает: проститутки, следователь, военный, сектантка и банщик…
Но и здесь уже случился казус: актер Максим Плеханов, который должен исполнять главную роль, заявил, что ради экономии времени он сам сочинил все монологи своего персонажа. Насколько «реальны» монологи других персонажей, остается только догадываться…
«Лента.ру» взяла интервью у Евгении Львовой, которой досталась роль проститутки Даши. Надо сказать, что Е.Львова отказалась подписать письмо Мединскому. Она пытается всячески защитить право на такую премьеру, однако получается это весьма неубедительно. Например, объясняя появление «обнаженки», она утверждает, что ведь и действие разворачивается в бане, а, значит, без этого и не обойтись. Причем, актрисы ведь раздеваются не на самой сцене, а за прозрачным стеклом, т.е. уже как бы «все в порядке». Однако зачем нужен такой стриптиз в массовом спектакле, убедительно объяснить она даже не попыталась.
Что касается мата, есть ведь такие персонажи, которые уже не могут обойтись без него, а значит, ради реализма надо использовать ненормативную лексику и на сцене. Актриса даже не вспоминает, что, вообще-то, постановлением правительства мат уже запрещен, но чего не сделаешь ради «настоящего искусства»!..
Горький осадок остается после чтения подобных откровений. Актриса не понимает (или только делает вид), что в погоне за реализмом формы напрочь уничтожается реализм содержания самой идеи искусства – воспевать прекрасное, а не наоборот. Одно радует: половина актеров всё же отказались участвовать в этом сомнительном мероприятии.