Благословили на порку
Сергей Зинцов
Российская Православная Церковь осудила закон, вводящий усиление ответственности за физическое наказание детей. Как сообщает Gazeta.ru, патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства подвергла критике законопроект, усиливающий уголовное наказание за умышленное причинение легкого вреда здоровью и побои детей.
Указанный законопроект внес на рассмотрение депутат Госдумы Дмитрий Савельев. Вот как он обосновывает необходимость подобных действий: «Средства массовой информации с пугающей периодичностью публикуют факты избиения детей теми людьми, которые, напротив, призваны воспитывать, обучать и защищать несовершеннолетних. Среди них родители и нянечки, воспитатели детских садов и учителя школ». Действующий УК РФ предусматривает в качестве наказания за это всего лишь штраф или иное незначительное наказание (максимально – арест до трех-четырех месяцев).
Несогласный с этим депутат предлагает внести соответствующие изменения в статьи 115 и 116 Уголовного кодекса РФ, чтобы умышленное причинение легкого вреда здоровью или нанесение побоев малолетним гражданам России наказывалось строже, чем те же действия, совершенные в отношении взрослых людей — вплоть до лишения свободы до двух лет.
Однако против данного предложения неожиданно ополчилась в РПЦ. Патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства выступила с заявлением, в котором заостряет внимание на случаях неправильного толкования понятий «побои» и «истязания», о чем нередко сообщают СМИ. В заявлении особо подчеркивается, что «это не может оправдать стремление законодательно запретить применение любых физических наказаний родителями, то есть искусственно ограничить права и возможности родителей в области воспитания детей».
В итоге патриаршая комиссия отказалась поддержать обсуждаемый законопроект, так как он может повлечь за собой уголовное преследование родителей за «разумное и умеренное применение физических наказаний в воспитании детей».
Председатель патриаршей комиссии протоиерей Димитрий Смирнов вообще считает, главным критерием выбора наказания ребенка должен быть «здравый смысл». Упоминая о подростках, пожелавших устроить костер на автостоянке, он заявил: «За такое…нужно сразу выпороть, и никакой пытки в этом нет!»
Председатель синодального отдела по взаимодействию церкви и общества Московского патриархата Всеволод Чаплин также считает, что физические наказания детям просто необходимы, правда, только до определенного возраста, определяя его в 12 лет. «Очевидно, что определенные меры физического сдерживания для воспитания естественны — в возрасте до пяти-шести лет без них никак не обойдешься. Поэтому те, кто пытается полностью исключить физическое воздействие на ребенка, руководствуются идеологическими штампами, далекими от жизни»,- подытожил священнослужитель.
Несогласие церкви напугало и самого Савельева. В беседе с gazeta.r» он говорил уже не о детях: «Я считаю, что РПЦ является фундаментом нашего общества. Поэтому, конечно, мы будем с ними консультироваться, вырабатывать какую-то общую единую позицию… Время для консультации с РПЦ еще есть».
Следует заметить, что проблема действительно назрела. Масштабы насилия над детьми в семьях растут, и какие-то меры противодействия этому надо искать. А церковные отцы говорят явно не о том. Да, случаи несправедливых решений судов есть,- это не секрет. Бывало, что невиновных осуждали даже за несовершенные ими убийства, изнасилования и т.д.,- но это ведь не значит, что надо отменить статьи и за эти преступления.
Патриарший суд говорит, что запрет на физические наказания нарушает права родителей в выборе методов воспитания. А вот о правах детей они даже не упоминают… Ведь физическое наказание – это обычно расплата за некачественное воспитание. И получается интересная вещь: виноваты родители (плохо воспитали), а страдать должен ребенок. И право конечного решения церковь безоговорочно отдает родителю – главному виновнику, несущему полную ответственность за своих чад.
Да, иногда без физического воздействия в воспитании не обойтись,- но почему РПЦ видит здесь только побои как единственный и необходимый «педагогический» метод? Физически удерживать — это одно, а бить – другое! И воспитание болью – дело весьма сомнительное: желание избежать боли часто ведет не к желанию выполнять требования родителей, а к стремлению быть более скрытным от родителей. А потом такие горе-воспитатели с удивлением узнают, что их детки, оказывается, уже давно пробовали наркотики, прочно осели в «плохой компании» и имеют проблемы с законом…
И еще побои очень часто вынуждают детей просто спасаться от обидчиков. Точное число российских беспризорников, бежавших из семей, не знает никто, а по неофициальным данным в этой роли побывали уже порядка 4 миллионов детей. Они готовы скитаться и жить по законам волчьей стаи, чем оставаться с родителями, о благе которых так пекутся священнослужители.
А может, все гораздо проще? Побои детей воспитывают покорность – одну из главных «добродетелей», которую навязывает обществу церковь. Только в открытую этого нам «радетели за семью» из РПЦ, разумеется, не скажут…