Лояльность оппозиции подорожала
Олег Комолов
В условиях промышленной стагнации, снижения покупательной способности населения, вызванного обвалом курса рубля, урезания социальных программ, коммерциализации образования и медицины российская власть нашла «лучшее» применение бюджетным средствам. Совет Федерации сегодня одобрил закон, который в два с лишним раза повышает размер бюджетных выплат партиям, набравшим более 3% на думских и президентских выборах. Казне эта затея обойдётся в 6,9 миллиарда рублей в год.
Опасность социальных волнений на фоне рецессии экономики, безусловно, заставляет правящий класс упрочить поддержку и лояльность со стороны наиболее крупных общественных объединений. Хотя, по сути дела, власть лишь продолжает следовать вектору, который она избрала в первые годы путинской эпохи. Тогда, в 2001 году, впервые в нашей стране была введена практика полноценного финансирования партий из бюджета. Вначале каждая партия, преодолевшая на федеральных выборах 3%-ный рубеж получала по 1,5 рубля за каждый голос (или же по 5 МРОТ за каждую тысячу голосов). В 2005 году ставка возросла до 5 рублей за голос, в 2008 партии стали получать уже по 20 рублей, а в 2012 – по 50.
Неудивительно, что последние полтора десятилетия характеризуется стремительным снижением политический активности и самостоятельности «системных партий», играющих роль «оппозиции его величества». А сам парламент, как и вся законодательная власть, лишился всякого политического веса. Бразды правления взяла в свои руки исполнительная власть, «вертикаль» которой успешно формируется по принципу личной преданности и клановости.
Теперь, начиная с 2015 года каждая партия может рассчитывать на 110 рублей за каждый голос избирателя, что, несомненно, является достойной оплатой византийского раболепия, имитации бурной политической деятельности, явного и завуалированного подыгрывания власти . Так постепенно «системную оппозицию» превратили из гипотетического противника существующего в России политического строя и претендента на власть в выгодоприобретателя системы со всеми вытекающими отсюда последствиями.
На последних думских выборах в 2011 году барьер в 3% голосов преодолели 5 партий: Единая Россия (49,3%), КПРФ (19,2%), Справедливая Россия (13,2%), ЛДПР (11,7%) и Яблоко (3,4%). Соответственно, все они получают бюджетное финансирование, пропорционально результату. Ниже приводим диаграмму, которая наглядно иллюстрирует, какую долю эти средства занимают в доходах партий.
(нажмите на изображение для его увеличения)
Составлено на основе данных ЦИК РФ
Вырисовывается характерная картина. Доходы Единой России, КПРФ, Справедливой России более чем на 90% формируются из бюджетных ассигнований. Последняя, к слову, вообще зависит от средств федеральной казны на 99,9%. Несколько отстаёт Яблоко — 78,5% всех поступлений последователям Явлинского приходят от «кровавой гэбни». Несколько выбивается из этого стройного ряда ЛДПР. Государственное финансирование лишь на 40% наполняет партийный бюджет. Более половины дохода составляют некие пожертвования — 576 млн. рублей. Официальная статистика, основанная на финансовых отчётах самих партий, конечно, не включает в себя существенные доходы партийных элит от продажи депутатских мандатов в парламентах всех уровней.
Легальные доходы — это возможность содержать штат на зарплатах, арендовать помещения, издавать литературу и прочим образом сохранять и развивать популярность своих брендов. Всё это, в свою очередь, позволяет привлекать и теневые доходы.
В итоге сам собой напрашивается вывод о том, что поддерживать своё существование без финансирования со стороны властей «системная оппозиция» не может. А кто платит, тот, как известно, и заказывает музыку. В условиях угрозы социальных волнений музыка эта стала обходиться властям немного дороже.