Аграрии России: на Господа уповаем…
Сергей Корнеенко
В России началась посевная. Отсеяно уже 3 млн. га, что на 1 млн. больше, чем в прошлом году. Запасов топлива российские крестьяне заготовили за зиму достаточно. Об этом в интервью АиФ рассказал глава Российского зернового союза Аркадий Злочевский.
Мировые цены на зерно выросли на 30-40 долларов из-за событий на Украине.
Так что «майдан» сыграл российским аграриям на руку. Санкции Запада их не затронут, т.к. основные покупатели российского зерна — Ближний Восток и Северная Африка, а те, по словам Злочевского, ни под какими санкциями не подпишутся – Россия продаёт зерно дешевле.
На этом «плюсы» заканчиваются и начинается полный «за упокой». Ряд областей, в частности Курганская область и Забайкалье, бьют тревогу – сеять не на что, не хватает денег и техники. Глава Российского зернового союза объясняет финансовые проблемы крестьян просроченными долгами, снижением на треть максимальной суммы кредитов и изменением курсов валют, что привело к снижению цены на имущество, которое крестьяне выставляют в качестве залога.
Стоимость посевной Злочевский оценивает в 260 млрд. рублей. 100 млрд. – крестьянские. Остальные – заёмные и бюджетные. «Последних уже отправлено в регионы 83 млрд. руб. Но до непосредственных получателей дошло только 20 млрд!» – восклицает Злочевский. По его словам, более 60 млрд. зависли на счетах администраций.
Из-за недостатка финансирования аграрии не могут использовать необходимые технологии. С советских времён количество мелиорируемых земель сократилось вдвое. Это привело к тому, что сельское хозяйство России сегодня сильно зависит от погоды и в случае погодных катаклизмов несёт большие потери. Например, в засуху 2010 г., по официальным данным, Россия лишились 30% урожая.
Распределение и так небольших средств идёт неэффективно. По словам Злочевского, поддержку получают те, кто гробит землю, а не те, кто вкладывает больше в гектар.
Программа развития сельского хозяйства сократилась с изначально планируемых 2,5 трлн. руб. до 1,5 трлн. Кроме того, основная её часть уходит на покрытие убытков, а не на развитие производства, которое еле-еле держится на плаву. Главная задача этой программы – удовлетворить потребителя при его скудной покупательной способности.
Если развитие сельского хозяйства не защитить всеми госгарантиями, остаётся только молиться о хорошей погоде – заключает Злочевский.
Что ж, судя по тому, какую всестороннюю поддержку у нас получает Церковь, пути развития сельского хозяйства в России окончательно определены.