Не бывает ничего «советского» при капитализме
Татьяна Васильева
Артисты «Росгосцирка» готовы выйти на забастовку, если цирки компании будут переданы министерством культуры в региональное управление – сообщает РИА Новости.
Волнение цирковых вызвано письмом, которое министерство культуры РФ направило в «Росгосцирк» с требованием подготовить в ближайшее время все документы для передачи Краснодарского цирка в ведение региона. Также обсуждается передача Владивостокского цирка.
Цирковые артисты опасаются, что подобные меры поставят под угрозу существование циркового дела в нашей стране.
На самом деле под угрозу ставится советская цирковая система, которую ценой невероятных усилий удалось сохранить в России после развала СССР. Эта система начала создаваться на заре советской власти исключительно с одной целью – чтобы артисты цирка, которые на протяжении всей прошлой истории подвергались безжалостной эксплуатации, могли полностью отдавать себя искусству. Результаты всем известны – советский цирк по праву считался лучшим в мире, что наглядно демонстрировало возможности творческого человека, свободного от перевоочередной мысли о прибыли.
Содержать такую систему со стационарными цирками во многих городах под силу только государству, социально-ориентированному на деле, а не на словах.
Ранее народные артисты российских цирков написали письмо президенту РФ Путину с просьбой не передавать цирки компании «Росгосцирк» в ведение регионов. Путин ответил, как показалось цирковым, обнадёживающе: передача цирков регионам признавалась нецелесообразной. Однако министерство культуры прислало в «Росгосцирк» письмо…
Цирковые артисты вновь обратились за защитой к президенту. Однако им, вероятно, придётся смириться с тем, что целесообразность дальнейшего развития самого демократичного вида искусства не согласуется с законами капиталистического рынка. Буржуазное государство не захочет и не будет заниматься цирком, и цирковым придётся, как в былые времена, самим и поодиночке заботиться о своём выживании, и это, несомненно, скажется на самом цирковом искусстве, которое, конечно же вряд ли исчезнет в России, но потеряет то многое, за что мы привыкли его ценить за годы советской власти.
Не могут крепко стоять здания, если под ними разрушен фундамент. Это касается не только цирка, но и всех других видов искусства, вообще культуры, а также сфер науки, образования и здравоохранения. Все надежды на сохранение чего-то «хорошего советского» утопичны. Очень многие из нас не понимали этого тогда, когда приветствовали разрушение того фундамента. Не поздно и полезно понять и признать это сейчас, как бы горько ни было. Понять и признать не для того, чтобы вернуться в прошлое – это невозможно, а для того, чтобы объективно оценить настоящее и подумать о будущем.