5 причин кризиса мирового капитализма
Олег Комолов
Мировая капиталистическая система до сих пор не может выбраться из самого тяжёлого кризиса за свою историю. Начавшись с ипотечных потрясений в США, он разросся на весь мир, сильно ударив по экономикам всех без исключения стран. Классики марксизма отмечали неизбежность кризисных явлений в рамках капиталистической формации. Говорили они и о том, что противоречия капитализма со временем будут лишь нарастать как снежный ком, раз от раза усугубляя последствия экономических потрясений.
Доказательства как первого, так и второго утверждения сегодня очевидны и лежат на поверхности. Причины, породившие кризис, сформировались ещё в докризисные времена и, что характерно, никуда не делись и сегодня. Все они неразрывно связаны с фундаментальным устройством мировой валютно-финансовой системы, сложившейся по большей части на Бреттон-Вудской конференции в США в 1944 году.
Попытаемся выделить эти причины, вызвавшие если не коллапс, то, как минимум, тяжелейшие потрясения мировой капиталистической системы.
Причина 1. Гипертрофированное развитие финансового сектора
Одна из глубинных проблем современной мировой экономики заключается в том, что его валютно-финансовый сектор носит гипертрофированный характер.
В современных условиях финансовая система развивается по собственным законам и уже во многом оторвался от исходной материальной базы. Причиной тому стала появившаяся в связи с возросшей международной миграцией капитала возможность получать на ней спекулятивный заработок благодаря развитию средств коммуникации. По оценкам экспертов, ежедневные операции на мировых валютных, кредитных и финансовых рынках в 50 раз превышают по стоимости сделки в мировой торговле товарами. Это явление вносило и продолжает вносить глубокие дисбалансы в мировую экономику.
Так, зарубежные пассивы (задолженности) национальных банков с 1996 г. по 2011 г. увеличились более чем в 4 раза — с 7,5 до 29,4 трлн. долл. (см. рис. 1).
Рисунок 1: Динамика изменения объёмов зарубежных пассивов национальных банков (трлн. долл. США)
Источник: www.bis.org
Еще более быстрыми темпами развивается международный рынок облигаций (долговых ценных бумаг). За период с 1996 г. по 2011 г. объем международных облигаций увеличился почти в 12 раз — с 2,5 до 29,7 трлн. долл. (см. рис. 2).
Рисунок 2: Динамика изменения объёмов международного рынка облигаций (трлн. долл. США)
Источник: www.bis.org
Если соотнести объемы мирового рынка облигаций с объемом номинального мирового ВВП, можно обнаружить, что значение этого показателя выросло с 8,2% в 1996 г. до 42,5% в 2011 г. (см. рис. 3).
Рисунок 3: Соотношение международного рынка облигаций к мировому номинальному ВВП (%)
Рассчитано по данным www.bis.org и www.worldbank.org
Причина 2. Искажение рынка деривативов
Деривативами называются финансовые инструменты – «предварительные договоры», которые представляют собой соглашение между двумя сторонами, по которому они принимают на себя обязательство или приобретают право продать или купить определённый товар в установленный срок по заранее согласованной цене. Целью покупки дериватива является не получение самого товара, а страхование от ценовых или валютных рисков на случай непредсказуемого изменения цены. Однако на практике торговля деривативами сильно оторвалась от торговли реальными товарами и осуществляется ради получения спекулятивной прибыли от изменения цены базового товара.
В декабре 2011 г. номинальный объем обращающихся на мировом рынке деривативов вырос до 673 трлн. долл. (табл. 1).
Таблица 1. Номинальный объем обращающихся на мировом рынке деривативов (трлн. долл. США)
дек.07 | дек.08 | дек.09 | дек.10 | дек.11 | дек.12 |
597 | 569 | 600 | 605 | 673 | 712 |
Источник: www.bis.org
Стоимость деривативов на мировом рынке превысила объем мирового ВВП как минимум в десять раз. В США объем деривативов превышает ВВП более чем в 15 раз. На конец 2012 г. объем рынка деривативов США был равен 310 трлн. долл., тогда как ВВП в 2012 г. составлял 15,9 трлн долл., госдолг — 16,8 трлн долл. Во время кризиса деривативы порождают «эффект домино»: рушится один инструмент, и за ним следом падают другие.
Причина 3. Системно значимые финансовые институты
Последний мировой финансовый кризис наглядно продемонстрировал, что ещё одно слабое место капитализма кроется в деятельности крупных финансовых институтов: «слишком крупных, чтобы обанкротиться» (Too Big To Fail (TBTF)). Такие институты настолько велики и взаимоувязаны, что их банкротство становится гибельным для экономики. В связи с этим их поддержка является необходимой для государства в случае финансовых потрясений.
Для банковского сектора на протяжении последних десятилетий была характерна тенденция постоянного роста, что наглядно иллюстрирует описанную Марксом закономерность стремления капитала к централизации. Так, в США 15 лет назад активы 6 крупнейших банков составляли всего 17% ВВП, а сейчас — около 63%. Активы 10 крупнейших банковских институтов возросли с 24% от общего объема активов в начале 1990-х гг. и 44% в 2000 г. до 58% в 2010 г.
На практике такая ситуация приводит к тому, что банкротство одного из участников рынка в дальнейшем будет иметь тяжёлые негативные последствия для прочих участников по причине сильной взаимосвязанности всех игроков.
В ходе нынешнего кризиса власти всех стран приняли решение спасать крупные банки для того, чтобы не допустить дальнейшего ухудшения состояния финансовой системы. Однако на деле такие меры позволили банкам вести себя совершенно безответственно и покупать любые активы. Если они принесут прибыль — банк повысит свою долю на рынке, если приведут к убыткам — банк будет спасен властями.
Причина 4. Разрастание долгового кризиса
Опасность разрастания долгового кризиса — еще одна существенная угроза мировой валютно-финансовой системы капитализма. Высокая степень угрозы сопряжена с тем, что долговые проблемы поразили крупнейшие экономики мира — ЕС, США, Японию.
В случае с Европейским союзом разрастание долгового кризиса ставит под угрозу не только целостность этого крупнейшего интеграционного блока, но и судьбу евро — второй по значимости мировой валюты.
Роль ЕС в мировой экономике очень велика. Евросоюз занимает 2-е место в мире по размеру ВВП (15,63 трлн. долл. США в 2012 г., по паритету покупательной способности) , 1-е место — по объемам экспорта (2,17 трлн. долл. США в 2012 г.), 2-е место — по уровню импорта (2,39 трлн. долл. США в 2012 г.) Суммарный госдолг ЕС — более 16 трлн. долл. США (на 2012 г.).
Кризис суверенного (государственного) долга в ряде европейских стран в 2010 г. сильнее всего ударил по странам ЕС с более слабой экономикой, так называемым странам PIGS (Португалия, Ирландия, Греция и Испания). Позже с такими проблемами столкнулась Италия с госдолгом в 120% ВВП в 2010 г., Бельгия — 100% ВВП в 2010 г. В различной степени кризис затронул почти все страны ЕС.
Причиной кризиса в ЕС стала совокупность нескольких факторов, к которым можно отнести: глобализацию финансового рынка; относительную легкость доступа к кредитам в 2002—2007 гг., в результате чего было выдано их большое количество с высоким риском; дефицит торгового баланса ряда стран (превышение импорта над экспортом); разросшиеся пузыри (торговля по ценам, существенно превышающим справедливые) на рынке недвижимости; снижение темпов экономического роста, начиная с 2008 г., и последующий экономический спад; неэффективное регулирование объемов государственных расходов и доходов; оказание масштабной государственной помощи банкам.
Возможный долговой кризис в США — явление, которое поставит под угрозу обвала всю мировую экономику. Имея колоссальный государственный долг — 16,8 трлн. долл., который превышает ВВП страны (15, 94 трлн долл. в 2012 г.), США избегают технического дефолта повышением уровня его «потолка». Поскольку долги этой страны номинированы в долларах, США имеют возможность погашать проценты по своим облигациям, расширяя эмиссию своей валюты.
Массовая эмиссия (выпуск в обращение новых денег) естественным образом приведет к падению покупательной способности доллара США. В случае если когда-либо будет технический дефолт США, и он приведет к резкому обесценению доллара, это позволит Америке фактически списать значительную часть своего госдолга. Это неизбежно повлечёт за собой колоссальный удар по экономикам всех стран мира, держащих свои валютные резервы в долларах.
Еще одной страной, испытывающей серьезные долговые проблемы, является Япония. Госдолг этой страны достиг суммы в 12 трлн. долл. и более чем в два раза превышает ее ВВП. Это наихудший показатель в семерке промышленно развитых стран мира. Учитывая роль экономики страны в мире, углубление и разрастание долгового кризиса Японии станет серьезной проблемой для всего мира. Объем ВВП Японии на 2011 г. составил 4,7 трлн. долл. — это 5-я по величине экономика мира. Страна занимает 5-е место в мире и по объемам экспорта и импорта: 788 млрд. долл. и 808,4 млрд. долл., соответственно.
Причина 5. Нестабильность курсов ведущих мировых валют
Нестабильность курсов ключевых мировых валют является еще одной существенной и трудноразрешимой проблемой современной валютно-финансовой системы.
На представленных ниже рис. 4 и 5 проиллюстрирована динамика изменения индекса эффективного обменного курса доллара США и евро в течение 10 лет.
Рисунок 4: Динамика изменения эффективного курса доллара США (210=100)
Источник: www.bis.org
Рисунок 5: Динамика изменения эффективного курса евро (210=100)
Источник: www.bis.org
Как видно, динамика изменения индекса эффективного курса как доллара США, так и евро демонстрирует весьма высокий уровень нестабильности. Столь значительные изменения курсов ведущих мировых валют подрывают их функцию как меры стоимости.
Существует еще одна причина нестабильности валютных курсов. В эпоху ВТО, когда страны лишены возможности в полной мере использовать тарифные и таможенные барьеры, важным оружием в борьбе за рынки становятся манипуляции с курсами национальных валют. Основная цель таких манипуляций — поддержать отечественного производителя и стимулировать таким образом экспорт
***
Подводя итог, ещё раз отметим, что перечисленные причины кризис мирового капитализма и его валютно-финансовой системы во многом вырастают из неразрешимых противоречий этой общественно-экономической формации. Их устранение будет означать изменение ряда основополагающих принципов, целей, закономерностей, стимулов и ценностей капитализма. Пойдут ли на такие перемены те, кто сегодня является выгодоприобретателем этой системы? Вряд ли. Ведь за годы кризиса количество долларовых миллионеров в мире выросло на 14%, а суммарный объём их капиталов увеличился на 32%. За то же время армия безработных достигла уровня в 300 млн. человек (треть из них – молодёжь). Капиталисты будут до последнего сохранять незыблемыми основы систем, стремиться к концентрации капитала, лелеять «священное право частной собственности», навязывать трудящимся ценности потребления, индивидуализм.