Коррупционная «стабильность» путинского режима
Сергей Корнеенко
Кремлёвские агитаторы прочно приклеили к первому десятилетию третьего тысячелетия ярлык «стабильного». Стабильность — понятие относительное. Для кого стабильность, а для кого — стагнация и застой. Куда меньше разногласий вызывает оценка такого показателя, как уровень коррупции, а он за последние 10 лет многократно возрос.
Проведённое фондом «Общественное мнение» исследование показало: лишь 9% наших сограждан не умеют «подмазывать колёса» и никогда этого не делали. В начале 2000-х таких было аж 24%. При этом лишь для одного процента никогда не дававших взяток граждан тормозом является уголовное преследование. Эксперты связывают это с чрезвычайно высоким уровнем латентной преступности, связанной с коррупцией, т.е. вероятность попасться на даче взятки в современной России достаточно низка.
В сфере борьбы с коррупцией, увы, прогресса не наблюдается. Налицо лишь сплошная деградация: по сравнению с 2005 годом средний размер взятки вырос почти в 2 раза, с 2780 до 5285 рублей. Повысился и общий объем коррупции: в 2010 году он оценивался в 164 млрд. рублей, тогда как, в 2005 году – в 129 млрд. Самыми коррумпированными сферами были ожидаемо признаны образование и медицина. Чуть отстают от них армия и правоохранительные органы.
По мнению 42% опрошенных, меры, принимаемые властью для борьбы с коррупцией, не являются эффективными. Поддерживают антикоррупционную политику властей лишь 12% респондентов.
Эксперты, впрочем, отмечают, что уровень т.н. «бытовой» коррупции, о которой и спрашивали участников опроса, не так велик и составляет лишь 10% от общего коррупционного рынка. Остальное – уровень высших эшелонов власти.