Другие новости

Неолиберальный тупик Украины

27 апреля 2016 23:07
Михаил Кечинов


Сегодня, после 25 лет неолиберальных реформ можно констатировать: Украина фактически потеряла свою экономическую и политическую независимость и буквально находится под внешним управлением. Т.н. «майданы» (которые были организованы извне в 2004 и 2014 году) — не основная причина падения социально-экономических показателей. Это — просто механизм реализации интересов США в рамках того же неолиберального проекта.

Основа для «майданов» готовилась постепенно через «рыночные реформы». Это — деиндустриализация и приватизация экономики, создание большой группы населения с мелкобуржуазным мировоззрением и индивидуалистскими ценностными ориентирами, количественное и качественное уменьшение доли и роли рабочего класса, насаждение русофобских настроений в обществе посредством перевода внимания народа с классовой на национальную почву и т.д.

Что же сегодня представляет собой в социально-экономическом плане Украина в результате длительного периода неолиберальных реформ?

Как отмечает В.А. Буткалюк[1], Украина перешла к неолиберализму в начале 90-х годов прошлого века. В погружении народного хозяйства Украины на «экономическое дно» важную роль сыграл диктат Всемирного Банка и Международного Валютного Фонда. Членами названных финансовых институтов она стала в сентябре 1992 г., их реципиентом с октября 1994 г

Неолиберальное реформирование, как известно, осуществляется согласно рекомендациям т.н. чикагской школы. Ее основатель Милтон. Фридман так сформулировал их в известной «триединой формуле». Государство должно проводить политику невмешательства в экономику и действовать в рамках формулы: «дерегуляция — приватизация — снижение социальных расходов». Посредством этой «триады» реформируемым странам вменяются следующие задачи: во-первых, правительства должны отменить все правила и законы, которые мешают извлекать прибыль; во-вторых, они должны распродать государственные активы, которые корпорации могут использовать для получения прибыли; и, в-третьих, они должны резко снизить финансирование социальных программ.

Именно по этому пути послушно шла Украина под диктовку «экономических убийц». И четверть века следования этим курсом привели ее к деиндустриализации, существенному снижению промышленного потенциала, деградации рабочей силы, снижению уровня и качества жизни подавляющего большинства населения. Обострение политической ситуации и военный конфликт на Востоке страны, существенное сокращение промышленного производства в результате разрыва экономических связей с Российской Федерацией сильно ударили по и так слабой экономике страны. В ближайшее время это грозит Украине полным коллапсом экономической системы, а также развалом страны.

В результате ежегодного сжатия ВВП в течение первых девяти лет независимости Украины названный показатель снизился почти на 60%. Этот спад вдвое превысил глубину падения экономики США в годы Великой депрессии 1929—1933 гг. и превзошел падение ВВП в СССР в годы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. на конец 2015 г. реальный ВВП в Украине составлял только 65% ВВП УССР накануне развала СССР. Поданным Всемирного Банка, это — наихудший результат в мире за последние 24 года. Из 166 стран, имевших и предавших гласности полную статистику ВВП за 1991-2014 гг., он снизился только в 5 государствах. В этом экономическом мартирологе Украина (-35%) опередила Молдову (-29%), Грузию (-15,4%), Зимбабве (-2,3%) и Центральноафриканскую Республику (-0,94%). ВВП остальных стран вырос.

Симбиоз ВБ — МВФ в Украине делал основной упор на приватизацию государственных предприятий якобы с целью повышения их эффективности и прихода на смену «красным директорам» так называемых эффективных собственников. Ни того, ни другого в Украине не произошло. Практически приватизация в нашей стране вылилась в наглое разграбление посредством «изъятия» общенародной собственности, созданной трудом нескольких поколений советских людей. Итогом такой «реформаторской» деятельности стали инволюционные изменения в народном хозяйстве, деиндустриализация экономики и примитивизации хозяйственной жизни. Следствием негативной деиндустриализации Украины стало не только «вымывание» высокооплачиваемых хороших рабочих мест и сокращение занятости в промышленности, но и инновационный дефолт нашей страны, т.к. именно индустриальная отрасль, особенно машиностроение, является главной нишей технических и технологических нововведений.

По оценкам ЦРУ, в 2014 г. наемная рабочая сила в экономике Украины распределялась таким образом: сельское хозяйство — 5,6%; промышленность — 26%; сфера услуг — 68,4%. В условиях низкой удельной индустриальной занятости населения Украины по сравнению со многими развитыми западными государствами наша страна в 2014 г. продемонстрировала резкое падение роста промышленного производства по сравнению с 2013 г., которое составило -9%, и оказалась на предпоследнем месте по этому показателю среди 198 стран мирового сообщества.

Безусловно, все эти изменения существенно повлияли на благосостояние граждан страны. Согласно данным Государственной службы статистики, официальный уровень безработицы в Украине по методологии МОТ за 2015 год составлял 9,6% населения трудоспособного возраста. При этом уровень зарегистрированной безработицы (тех, кто получает госпомошь) равняется 1,5%. Однако социологические исследования показывают уровень безработицы, почти в два раза выше зафиксированного официальной статистикой — примерно на уровне 20%.

Размер среднемесячной номинальной заработной платы в Украине, поданным статистики, в январе—июле 2015 года составлял 3944 грн. (примерно 180 долл. США). Следует отметить, что такой же показатель по состоянию на январь—июль 2014 года составил примерно 290 долл. США, а на январь-июль 2013 года — примерно 400 долл. США.

Результаты социологических исследований убедительно подтверждают объективные данные о губительности неолиберальных рыночных реформ и углублении кризисных трендов в нашей стране, а также об ухудшении социально-экономического положения населения Украины. Украинское общество сегодня можно охарактеризовать, как крайне нестабильное, с высоким уровнем недоверия и апатии, где большинство населения изнурено ежедневной борьбой за выживание.

Так, согласно данным мониторингового исследования, проведенного Институтом социологии НАН Украины в июле 2015 г., бедными свои семьи считают 42,1 % опрошенных, «средним» материальное положение своих семей называют 53,7% респондентов, нищенским — 3,7% респондентов. В то же время доля назвавших свои семьи богатыми находится в пределах статистической погрешности и равняется 0,6% респондентов.

Большая часть украинских семей тратит все имеющиеся средства на текущее потребление и не имеют возможности делать хоть какие-то сбережения на будущее. Так, давая оценку материальному состоянию своей семьи за предшествующие опросу 2—3 месяца, 41 % респондентов отметили, что их семьям доходов хватает только на продукты питания. Хватает в целом на жизнь материальных доходов примерно такой же доле респондентов (37,1%). Делать сбережения могут семьи всего 2,7% опрошенных.

Каждому третьему гражданину Украины не хватает возможности покупать самые необходимые продукты (32,2%), каждому пятому (22,6%) необходимой одежды, работы, что подходит — не хватает 43,3% респондентов, половина респондентов (49,2%) указали, что им не хватает необходимой медицинской помощи.

В условиях стремительной деградации промышленного потенциала и деиндустриализации в результате «реформ», вероятно, будет расти именно долгосрочная безработица среди представителей рабочих профессий. Подавляющее большинство трудящихся не имеет материальных ресурсов для того, чтобы пережить усложнение жизненных обстоятельств и даже просто выжить в этой ситуации. Так, 40,1% респондентов-представителей рабочих профессий отметили, что в случае потери основного источника дохода их семья сможет прожить, обеспечивая минимальные потребности не более 1 месяца. Еще треть опрошенных (33%), отвечая на данный вопрос, указала срок — от 1 до 3 месяцев. Больше чем полгода прожить, обеспечивая минимальные потребности, в случае потери основного источника дохода, смогут лишь семьи 4,9% работников (суммарная доля выбравших варианты ответов «от 6 до 9 месяцев» — 2,3%, «от 9 до 12 месяцев» — 2,0%, «больше года» — 0,6%).

Социальная и экономическая ситуация в Украине сегодня является крайне нестабильной. Рост цен, как существующую угрозу в сознании сограждан, отмечают 72,9% опрошенных. Две трети респондентов указали на то, что сегодня люди больше всего боятся безработицы (68,7%) и столько же (66,1%) — невыплаты зарплат, пенсий и тому подобное. Каждый третий опрошенный отметил, что население боится остановки предприятий (37,7%) и голода (38,6%). Среди всех опрошенных лишь 5,0% считают, что сейчас все не так плохо и можно жить. В противовес им почти половина респондентов (45,2%) отметили, что не могут уже терпеть свое тяжелое положение.

Недоверие населения к основным социальным институтам составляет социальный фон рыночных трансформаций. Больше половины опрошенных не доверяет Верховной Раде (69,6%) и Правительству (68,6%). Столько же респондентов (68,1 %) не доверяют налоговой инспекции. Численность тех, кто доверяет этим институтам, среди опрошенных была многократно меньше. Местным органам власти не доверяют 56,1%, а выражают им доверие втрое меньше (16,5%) респондентов.

Хотелось бы кратко остановиться на некоторых характеристиках политического сознания украинских граждан. Нынешняя власть сегодня представлена в основном представителями праворадикальной идеологии, при этом — людьми не самыми компетентными и образованными. В связи с чем у многих телезрителей, ежедневно видящих с экранов телевизоров новые «перлы» украинской политической жизни, складывается ошибочное представление о том, что все жители Украины такие: невежественные, необразованные, исповедующие идеологию украинского национализма, ненавидящие все русское. Сегодняшний парламент и правительство не отображают реальный срез политических настроений в украинском обществе. Социологические опросы 2014 года, когда еще в обществе витала эйфория по поводу «европейского будущего», показывали, что идеи и требования «евромайдана» не разделяло более трети жителей страны. Причем этот показатель увеличивался с продвижением в сторону юго-восточных областей, где негативно об этих событиях высказывалось подавляющее большинство жителей. В июле 2015 года, отвечая на вопрос «Поддерживали ли Вы в целом требования участников акций протеста на евромайдане?» треть респондентов (27,9%) отметили, что не поддерживали тогда и сейчас не поддерживают и еще 10,9% — что сначала поддерживали, а сейчас не поддерживают. Т.е. суммарно сегодня половина жителей Украины заявляет о том, что она не поддерживает «евромайдан». При этом, треть украинцев охарактеризовали события февраля 2014 года как «незаконный захват власти» (16,4%) и «вооруженный переворот» (10,8%).

Стоит отметить, что данное исследование не включало жителей Крыма, Донецкой и Луганской областей. В случае же включения в выборку данных регионов, скорее всего, мы получили бы несколько иную картину в сторону увеличения негативных характеристик «майдана».

Характеризируя сегодняшнюю власть, 44% украинцев отмечают, что это «люди, которые заботятся только о своем благополучии», 17,9% считают их «слабыми людьми, не умеющими распорядиться властью», 14,5% — «патриотичными, но малокомпетентными людьми, не способными управлять государством», 9,1% — «людьми, полностью зависимыми от внешнего управления». И только 3,3% украинских граждан охарактеризовали нынешнюю власть, как «хорошую команду, которая ведет страну правильным путем».

Что касается видения жителями страны возможного будущего ДНР/ЛНР, то 12,3% высказались за предоставление этим территориям полной независимости, треть (30,2%) — за предоставление им автономии в составе Украины, еще треть (35,1 %) — за то, чтобы оставить все без изменений. Каждый пятый (22,4%) затруднился ответить на вопрос.

При этом большинство жителей страны поддерживают необходимость выполнения Минских соглашений и прекращение военных действий на Донбассе.

Украинское общество сегодня живет в постоянной напряженности и страхе. Во-первых, в страхе за возможность прокормить себя и свою семью, а также в страхе за свою жизнь и безопасность. Именно с этим, скорее всего, и связано отсутствие массовых протестов против антинародного по своей сущности режима. Реальностью сегодняшней Украины есть политические репрессии, жестокая борьба с инакомыслием, преследование по политическим мотивам. По разным подсчетам, в Украине сегодня насчитывается порядка 4 тысяч политических узников. Одним из примеров борьбы режима против независимых политиков и журналистов есть уголовное преследование главного редактора газеты «Рабочий класс», руководителя Рабочей партии Украины Александра Бондарчука, которого под надуманным предлогом уже 9 месяцев удерживают в СИЗО.

Такая ситуация — реальный низкий уровень благосостояния и высокие социальные риски — грозит не только массовыми акциями протеста, но и разрушает человеческий потенциал преодоления экономического кризиса. Ибо неблагоприятные условия жизни и ожидания ее дальнейшего ухудшения не дают значительной части населения возможностей и стимулов для повышения образовательного и культурного уровня, требуют направлять все силы на выживание или погружают в апатию и депрессию.

Украина, вместо обещанного ей успешного вхождения в глобальное экономическое пространство, в результате применения неолиберальных рецептов МВФ и ВБ была вытеснена на периферию мирового капиталистического развития. Можно предположить, что именно такие результаты экономического (через уничтожение промышленности) и политического (создание социальной базы для «майданов») убийства Украины и ожидались на самом деле идеологами этих реформ (в отличие от заявленных легковерным обывателям).

Спасение Украины — в немедленном изменении внутренней и внешней политики через отказ от дальнейшего следования неолиберальным установкам наднациональных организаций МВФ и ВБ, и диктовки Запада (в первую очередь США). Украина еще может быть спасена в результате изменения вектора развития в сторону построения на самом деле независимого и самостоятельного государства, осознание действительных национальных интересов. Реализация этого курса безусловно будет крайне сложной, длительной и комплексной и требует дополнительных исследований, однако ключевое направление изменений понятно и сейчас.

[1] Результаты неолиберального реформирования экономики Украины: иллюзии и реалии – Пределы капитализма и прорывы социализма. М. — ИТРК

Комментирование закрыто
Читайте также

Откуда берутся бедные и богатые?

Почему одни страны богатые, а другие бедные? Этот совсем не праздный вопрос занимает умы представителей разных школ экономической науки.

Сингапур. Каша из топора

Рекорды безработицы

Миф о 70% государства в экономике

Российские олигархи не платят налоги

Помоги проекту
Справочник
Справочник

Наш баннер
Счётчики
© 2005-2013 Коммунисты Столицы
О нас
Письмо в редакцию
Все материалы сайта Комстол.инфо
Красное ТВ МССО Куйбышевский РК КПРФ В.Д. Улас РРП РОТ Фронт Коммунисты кубани
Коммунисты Ленинграда ЦФК MOK РКСМб Коммунисты кубани Революция.RU