Дешёвая рабочая сила — тупиковый путь развития экономики
Эдуард Соболев
В современную эпоху человеческий потенциал выступает ключевым фактором социально-экономического развития, конкурентоспособности и эффективности бизнеса. Но сегодня можно констатировать, что за годы рыночных реформ произошло резкое ослабление научно-технического и человеческого потенциала страны, в том числе по причине неэффективной стратегии бизнеса в сфере социально-трудовых отношений.
На протяжении постсоветского периода ведущим направлением политики бизнеса в сфере труда являлась стратегия минимизации затрат на рабочую силу. Основным механизмом реализации стратегии минимизации выступала так называемая «сверхгибкая» оплата труда, к элементам которой можно отнести оплату труда ниже стоимости воспроизводства рабочей силы, сокращение доли тарифной составляющей заработка, невыплаты заработной платы.
Нельзя не отметить и такой элемент «сверхгибкого» регулирования как теневая заработная плата. Фактическая заработная плата, в особенности на средних и малых предприятиях, могла на порядок отличаться от зафиксированной в контракте. Теневые заработки «работали» на стратегию минимизации прежде всего потому, что, не будучи нигде зафиксированы официально, они легко поддавались сокращению при ухудшении экономической конъюнктуры, что и было продемонстрировано в ходе последнего кризиса. Кроме того, они являлись доступным инструментом снижения издержек для работодателя, не ущемляющим при этом сиюминутных интересов работника.
Анализ показывает, что имеются различия в реализации стратегии минимизации на крупных и малых предприятиях. На крупных предприятиях чаще использовались экономические факторы минимизации (снижение доли тарифа в заработной плате), а на малых практиковались формы, связанные с нарушениями трудового законодательства.
В рамках минимизационной стратегии увеличение переменной части относительно постоянной (тарифной) обусловлено не стремлением усилить стимулирующий эффект оплаты труда, а намерением решить проблему выживания предприятия за счет работников. В то же время прослеживалось стремление менеджмента «застраховать» собственные доходы через увеличение стабильной части заработной платы вне зависимости от экономической ситуации на предприятии. В результате, по данным наших обследований, доля руководителей в общем фонде оплаты труда на экономически неблагополучных предприятиях составляла более 20%, тогда как на средних и благополучных — около 15%.
Основной концептуальный недостаток стратегии минимизации, по нашему мнению, заключается в неразрешимом противоречии между долговременными задачами предприятия и системой стимулирования работников, направленной на решение преимущественно текущих задач. Это противоречие проявляется в резком возрастании неопределенности размеров заработной платы и негарантированности ее получения, что подрывает условия нормального воспроизводства работников; в ослаблении роли зарплатных факторов в поддержании экономической деятельности предприятия в долговременной перспективе; в блокировании стимулов к технологической реструктуризации производства. Дешевая рабочая сила служит препятствием для технологической реструктуризации предприятий.
Низкая цена труда способствует консервации неэффективных, плохо технически оснащенных рабочих мест, сохранению в рамках предприятия значительной доли избыточных работников. Кроме того, предпринимателю становится выгоднее выплачивать мизерные компенсации за нанесение вреда здоровью работников, чем заботиться о внедрении безопасных технологий.
В российских условиях ориентация на дешевую рабочую силу — тупиковый путь, который дает лишь краткосрочный эффект, но одновременно приводит к ухудшению использования человеческого потенциала, научно-техническому отставанию страны от стран с передовой технологией. С одной стороны, дорогостоящая модернизация производства не может конкурировать с дешевым трудом, с другой — низкооплачиваемый работник не может обеспечить эффективную работу современного высокотехнологичного оборудования.