Другие новости

«Левиафан» всепожирающий

17 января 2015 16:25
Олег Комолов


Предлагаем вниманию наших читателей рецензию на киноленту «Левиафан» режиссёра А. Звягинцева, присланную в редакцию «Комстола» авторами Анастасией Пищугиной и Александром Рыбиным.

В интернет до официальной российской премьеры просочилась пиратская версия «Левиафана» Андрея Звягинцева. Смотреть и качать начинайте уже сейчас – все равно,  в широкий прокат лента выйдет, скорее всего, в «оскопленном» цензорами варианте. Слишком уж беспощадным, жестким и откровенным получилось  кино о современной российской действительности.

Жесткость, беспощадность и откровенность – это не в критику фильма, это к заслугам гениального Звягинцева, отразившим в двухчасовой киноэпопее тот беспредел, мрак и бессилие, в котором оказалась страна. Эта тема, актуализированная в последние горы отечественным кинематографом фильмами «Долгая счастливая жизнь» Хлебникова, «Дурак» Быкова, «Дубровский» Вартанова. Но именно «Левиафан» — лента-апогей  этого цикла, стоящая на порядок выше в художественном, эмоциональном и философском отношении. Неслучайно, у фильма сложилась такая счастливая фестивальная судьба («Золотой Глобус» в номинации лучший иностранный фильм, четыре номинации Европейской киноакадемии, в шорт-листе «Оскар» за лучший иностранный фильм). По версии британского издания The  Guirdan, «Левиафан» включили в пятерку лучших фильмов 2014 года.

На первый взгляд, такой успех вполне объясним: фильм изобилует стереотипной о России клюквой: дикие мрачные русские много пьют, дерутся, живут в полной правовой беспросветности, из которой выйти никто не может, включая виновников этого беспредела. А русская православная церковь лицемерно «крышует» этот беспредел. С другой стороны, по словам Звягинцева, эта такая универсальная история про то, как человека лишили права на то, что дано ему природой. И в «столкновении с сильными мира сего» закон оказывается не в состоянии обеспечить ему это право. Сюжет был навеян режиссеру  во время его пребывания в США случаем в Колорадо. Это беспросветная убогость ставит США и Россию на одну доску.

Нашим Колорадо стал северный поселок Мурманской области. В центре истории —  хозяйственный мужик Коля, именно мужик, который еще внушает уважение, тем, что он трудяга и своими «кулибинскими» руками, что угодно смастерит и починит. У Коли мэр отсуживает участок с домом и мастерской.  Защищать  «голодранца» Колю берется его старый приятель  — успешный столичный адвокат в лоснящемся дорогом костюме. На продажного мэра он собрал увесистый компромат, которым в подходящий момент ему удается правильно козырнуть.  Мэр, не ожидавший такой прыти от «голодранца Кольки», растерялся, заколебался в своей решимости учинить расправу привычными ему методами и отправился за наставлением в церковь. Духовная власть в лице местного Владыки наставила мэра «на путь божий» во истину «христианскими» словами: «Всякая власть от Бога. Где власть – там сила. Если ты власть, на своем участке ответственности  решай местные вопросы сам, своей силой. И не ищи защиты на стороне». После таких «напутствий» церковного чина разворачивается череда необратимых событий: московскому адвокату вполне себе «конкретные пацаны» мэра для профилактики кулаками объясняют, как работает их закон. Думается, после этой сцены  желающие соваться в малую Россию с либеральным уставом «жить по Конституции» совсем пропадут.  Последний раз в кадре московский адвокат появляется уже в поезде на столицу.

Колю же  отправляют за решетку – его обвиняют в убийстве жены. Сын-подросток остается один, в финале его подбирают Колины знакомые, ставшие свидетелями против отца на суде.

Развязка картины  – торжество церковного лицемерия – на месте порушенного Колиного дома и жизни – новая церковь, с кафедры которой прихожанам-обывателям и мафиози,  вещает уже знакомый Владыка, уверяя, что христианство  вернет душу народу, возродит Россию.  Тут он по-своему честен, только опять не договаривает: христианство, может быть, и вернет, но не при таких владыках и попах.

Примечательной оказалась реакция местной власти. Глава поселения Терибке, где снимался «Левиафан», назвала картину «бесполезной и неправдоподобной».  В общем-то, это обычная защитная реакция местных чиновников на фильм, в котором их населенный пункт играет незавидную роль зеркала сразу всей русской жизни. Они-то, местные чиновники, в отличие от московских адвокатов, никуда не уезжают, да еще и отчитываются о достижениях поселка перед вышестоящими. Но за неправдоподобие фильм не упрекнешь: полная энциклопедия самых распространенных социальных типов современной России: обывателей, адвокатов, мэров, ментов (именно ментов), судей, прокуроров, следователей. И полное раскрытие механизмов функционирования системы власти на самом низовом, муниципальном уровне – в союзе  мэра, полицейского, прокурора, судьи  и криминала, ведомых властью духовной. Показатель эффективности такого союза в финале на лицо: Колю выселили, не согласных сослали, остальные продолжают молчать.

А что же наш Коля? Сломался? И где же топор и вилы, за которые схватится народ, по мнению главного героя,  когда узнает, что у их мэра «руки по локоть  в крови»?  Ответ ищите в библейской притче об Иове, к которому явился Левиафан. Левиафан мифологический, библейский – это устрашающая  божественная мощь, перед  которой слаб и жалок человек, и человек перед лицом этой мощи, осознавая непостижимость своих бед,  смиряется. Отсюда – и Колино бессильное смирение перед необратимыми  обстоятельствами, разрушившими его жизнь на земле и которые заливается только водкой, просто рекой стекающей по экрану.

Другой Левиафан – образ английского либерального мыслителя  Томаса Гоббса, в философии которого Левиафан  — государство, защищающее от произвола, беспредела, анархии и войны всех против всех. Люди отдают государству часть своей свободы, но за это получают некий порядок. В этом смысле – скелет кита, выброшенный на берег и всплывающий в кадре, это аллюзия на отсутствие такого государства.

41 комментарий
Читайте также

Семейные ценности – и ширма, и содержание

В России провластные и околопровластные СМИ то и дело говорят о защите так называемых «семейных ценностей» от пропаганды нетрадиционной сексуальной ориентации, идущей с Запада. На Западе не опровергают этого, наоборот, подтверждают — только прикрываясь так называемой «свободой личности» и «равноправием гендеров».

С буржуазной псевдонауки хоть диалектики клок

Лишние люди капитализма

Очередные поиски «ведьм-гомофобов»

Обыкновенный врач оказался сильнее святой воды

Помоги проекту
Справочник
Справочник

Наш баннер
Счётчики
© 2005-2013 Коммунисты Столицы
О нас
Письмо в редакцию
Все материалы сайта Комстол.инфо
Красное ТВ МССО Куйбышевский РК КПРФ В.Д. Улас РРП РОТ Фронт Коммунисты кубани
Коммунисты Ленинграда ЦФК MOK РКСМб Коммунисты кубани Революция.RU