Другие новости

От КПСС к КПРФ: трансформация тогда и последствия сейчас. Часть 1

17 августа 2013 14:46
Кирилл Николенко


Неизменным положением Программы КПРФ является то, что партия объявляет себя преемницей дела РСДРП – РСДРП (б) – РКП (б) – ВКП (б) – КПСС – КП РСФСР. Не будем пока залезать вглубь XX века, а рассмотрим последнюю часть цепочки преобразований – путь от КПСС к КП РСФСР и окончательно к КПРФ.

«Перестройка», падение авторитета правящей партии, партийная «суверенизация» в виде формирования собственной Компартии в самой крупной союзной республике, приостановление и запрет деятельности КПСС после путча ГКЧП в августе 1991 г., усилия коммунистов по восстановлению партии (в т.ч. по юридической линии – в Конституционном Суде РФ) – вехи, предшествующие образованию нынешней КПРФ.

Данный сюжет уже нуждается не в подробном описании. Эта работа была неоднократно проделана другими авторами. Требуется обобщение происходившего тогда для понимания того, каким образом отразился временной отрезок с 1990 по 1993 гг. на характеристиках действующей в настоящее время Компартии.

Откуда растут ноги проекта «КП РСФСР»?

Особенностью последнего этапа политического кризиса в Советском Союзе стали не только центробежные тенденции на окраинах, но и встречающееся реже в мировой истории желание «метрополии», центра страны (РСФСР) к обособленности от общесоюзного руководства.

Предпосылки подъема такого движения именно в середине 80-х – начале 90-х гг. были, с одной стороны, связаны с конкретными тактическими шагами, например, с возникновением параллельных, по сути, конкурирующих структур (например, Съезд народных депутатов СССР и Съезд народных депутатов РСФСР). Первопричины же крылись не исключительно в конъюнктурном противоборстве институтов, политических деятелей, внутриэлитных столкновениях, как это иногда принято говорить. Они были более глубинными, подспудными. Для осознания этой специфики необходимо иметь в виду нетипичность самой «метрополии». Определенное для русского народа (в данном случае, этнос можно соотнести с республикой) место «старшего брата» отнюдь не означало, что РСФСР должна была быть самой обустроенной частью страны, а её население – наиболее обеспеченным в материальном плане.

Сохраняющаяся, несмотря на модернизацию, многоукладность и многоликость были живой картиной разнообразия. Идеологически единство непохожих, на первый взгляд, выглядело эффектно: торжество интернационалистских начал в отдельно взятой стране. На практике же такой разброс заключался в огромном разрыве между различными регионами страны, что делало Российскую Федерацию республикой-донором, дотирующей отстающих путем создания там новых производств, внедрения современных технологий, продвижением культуры. Последнее требовало не столько возведения производственных комплексов и транспортировки оборудования, сколько миграцию образованной, высококвалифицированной рабочей силы из РСФСР и двух других славянских республик.

Прогресс достигал самых отдаленных точек страны. В то же время нарастали внутренние проблемы, связанные, допустим,  с неэффективной организацией сельского хозяйства, вымиранием деревень, сокращением рождаемости в РСФСР (ниже уровня замещения). В таких условиях дружеская поддержка периферии всё более воспринималась избыточной, неадекватной, т.к. отдачи в виде реального роста уровня жизни на практике не виделось.

Сепаратистские движения в союзных республиках шли под лозунгами освобождения от «опеки Москвы», «оккупации» и т.п., возникала и ширилась взаимная неприязнь, значительно ухудшался морально-психологический климат вокруг русского и русскоязычного (изначально некоренного) населения, которое подвергалось притеснениям со стороны усиливавших свои позиции местных националистов.

Образование КП РСФСР

Если обратиться к сфере партийного строительства, то в рассматриваемый период шли ожесточенные диспуты по поводу роли КПСС в «перестроечном» процессе, о пределах внутрипартийной демократии и гласности.

ЦК КПСС в таких условиях пошел вначале на формальные уступки коммунистам России. Сначала на Пленуме в декабре 1989 г. было создано Российское бюро ЦК, во главе которого встал Генеральный секретарь Михаил Горбачев.

Эти преобразования оппозиционные круги посчитали недостаточными и усилили давление на «центр», что привело к принятию в Политбюро принципиального решения (3 мая, 8 июня 1990 г.) о создании КП РСФСР и проведению 19-23 июня 1990 г. Российской партийной конференции, которая преобразовалась в Учредительный съезд Коммунистической партии РСФСР1. Её участниками были делегаты XXVIII съезда КПСС, избранные от коммунистов Российской Федерации. Её лидером стал вполне лояльный Горбачеву Иван Полозков. В руководство КП РСФСР были избраны лица, которые олицетворяли и олицетворяют собой нынешнюю КПРФ – Геннадий Зюганов, Владимир Кашин, Иван Мельников, Валентин Купцов.

Уже в сентябре 1990 г., на втором этапе съезда новообразованная структура вступила в противоречие с решениями XXVIII съезда КПСС, заявив о приверженности «социалистическим ориентирам перестройки». 6 августа 1991 г. Полозков потерял пост первого секретаря, а через два дня взамен него был избран Валентин Купцов.

Особенностями КП РСФСР было то, что она не имела своей программы, устава, являлась составной частью КПСС, не проходила процедуру государственной регистрации в качестве политической партии, не обладала правами юридического лица.

Запрет КП РСФСР

Самый драматичный момент истории Компартии России был связан с тем, что она поддержала ГКЧП в августе 1991 г. В ответ Президент РСФСР Борис Ельцин издал 23 августа Указ N 79 «О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР», а 6 ноября продолжил эту линию, запретив партию Указом N 169 «О деятельности КПСС и КП РСФСР». Таким образом, речь шла не просто о потере рычагов власти и уходе в оппозицию, но, более того, в неофициальную (подпольную) оппозицию.

Развал Советского Союза, резкое снижение уровня достатка граждан, многократный рост цен, закрытие предприятий – эти факторы ударили по уровню доверия к «молодой демократии».

Запрет отнюдь не означал, что партия была деморализована. В последующем формируются организации коммунистической ориентации – РКРП, РПК и др. Курс, всё более рассматривающийся в качестве антигосударственного, вёл к консолидации антиельцинских сил. Объединительные движения и структуры (Фронт национального спасения, Русский национальный собор) проправительственные комментаторы называли «красно-коричневыми» или «красно-белыми», т.к. там бок о бок сосуществовали коммунисты, националисты, монархисты, составляя собой весьма своеобразный симбиоз.

Реанимация партии и «дело КПСС»

Участвуя в политической жизни страны в новом формате, представители КП РСФСР не пошли по пути переименования партии для обхода запретительного указа Ельцина. В интервью, данном к десятилетию КПРФ, тогдашний первый зампред ЦК В. Купцов объяснял, что в начале 90-х он с товарищами боролся за восстановление партии, чтобы защитить доброе имя КПСС и всей советской эпохи2. Решительность отчасти определялась и агрессивными действиями новой власти. Во время своего визита в США Ельцин заявил о том, что с коммунизмом в России покончено, вызвав шквал аплодисментов со стороны конгрессменов.

В 1992 г. 43 депутата Верховного Совета, входившие во фракцию «Коммунисты России», направили в Конституционный Суд РФ (КС РФ) ходатайство о проверке указов Бориса Ельцина на предмет соответствия Основному Закону страны. Активизация произошла и на противоположном полюсе: противники КП РСФСР, в числе которых были народные депутаты Олег Румянцев, Александр Котенков, адвокат Андрей Макаров и др. вошли в историю, попросив суд проверить КПСС и КП РСФСР на конституционность.

На начальном этапе для демократической, особенно диссидентской, общественности предстоящий судебный процесс мыслился «русским Нюрнбергом», т.е. окончательным ниспровержением советской эпохи и КПСС как «ядра политической системы»3.

Постфактум политаналитики, историки, партийные функционеры разошлись в оценках по поводу хода судебных заседаний (процедурно-процессуальная часть) и, главное, их итогов – юридических и политических.

Так, публицист, телеведущий Леонид Парфенов сделал резюме, что суд над КПСС быстро перерос в суд над Ельциным4. Коммунисты посчитали, что они одержали победу, т.к. получили возможность образовать Компартию Российской Федерации5. На самом деле, каждая из сторон, комментирующих события двадцатилетней давности, из «дела КПСС» взяла то, что ей наиболее идеологически или конъюнктурно близко и выгодно.

Разбор решения по «делу КПСС»

Не будем уподобляться пропагандистам, а сосредоточимся на источнике №1 по данному вопросу – на постановлении Конституционного Суда РФ от 30 ноября 1992 г.6 Этот документ на 19 страницах является квинтэссенцией, выжимкой из судебного процесса, длившегося почти целый год.

Решение, принятое судом под председательством Валерия Зорькина, нельзя рассматривать исключительно как документ юридической техники и конституционного права 7. Постановление было плодом проникновения судьями в ткань текущего политического момента и анализа гипотетических последствий от «принципиального» решения любого сорта. Вполне понятное затруднение состояло в том, что и судьи, и защитники интересов партии, и заявители, жаждавшие недопущения коммунистической идеологии и структур в новой России, в большинстве своем ранее состояли в КПСС. По этой причине вариант «рубить с плеча» изначально исключался, несмотря на пропагандистское давление, которое оказывалось в тот период.

Наиболее подходящим для характеристики рассматриваемого постановления Конституционного Суда будет прилагательное «изящное». При вынесении вердикта судьи постарались сделать его таковым, чтобы обойти многие «острые углы» и не нагнетать и так неспокойную обстановку в российском обществе.

продолжение следует (часть 2)

 

Примечания: 

1 Декларация Коммунистической партии РСФСР // Правда. 1990. 22 июня.

2 Купцов В.А. Точка отсчета КПРФ // Правда России. 2002. №47.

3 Коммунисты доказывают нелепость абсурдных обвинений // КоммерсантЪ. 1992. 27 июля.

4 Леонид Парфенов. Процесс над КПСС/ Намедни. Наша эра. 1991-2000. – М., КоЛибри, 2010.

5 Купцов В.А. Точка отсчета КПРФ // Правда России. 2002. №47.

6 Постановление Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверке конституционности Указов Президента Российской Федерации от 23 агуста 1991 года № 79 “О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР”, от 25 августа 1991 года № 90 “Об имуществе КПСС и Коммунистической партии РСФСР” и от 6 ноября 1991 года № 169 “О деятельности КПСС и КП РСФСР”, а также о проверке констиционности КПСС и КП РСФСР // Интернет-ресурс: www.ksrf.ru

7 Вишневский Б. Судья Гадис Гаджиев: «Мы собрались вечером, действительно, без мантий» // Новая газета. 2011. 16 июня.

Комментирование закрыто
Читайте также

Казахстан: забастовка в West Oil Software

Вторую неделю подряд в Мангистау бастуют работники нефтесервисной компании West Oil Software. Стачка началась 11 декабря в селе Жетыбай. Люди требуют перевести их в структуру нацкомпании «КазМунайГаза» и выплачивать зарплату в соответствии с единой системой оплаты труда и модернизировать технику, на которой работают.

Почему многополярность лучше?

Фатальная ложь

Так где же режим более фашистский?

Казахстан: Очередные поблажки торговцам

Помоги проекту
Справочник
Справочник

Наш баннер
Счётчики
© 2005-2013 Коммунисты Столицы
О нас
Письмо в редакцию
Все материалы сайта Комстол.инфо
Красное ТВ МССО Куйбышевский РК КПРФ В.Д. Улас РРП РОТ Фронт Коммунисты кубани
Коммунисты Ленинграда ЦФК MOK РКСМб Коммунисты кубани Революция.RU