От КПСС к КПРФ: трансформация тогда и последствия сейчас. Часть 2
Кирилл Николенко
Продолжение. начало статьи — Часть 1
Отношение суда к КПСС и КП РСФСР
Ошибочным будет утверждение, что КС чуть ли не встал на сторону тех, кто боролся за восстановление Компартии. Это не так.
Во-первых, суд не принял возражений депутатов-коммунистов, руководителей КП РСФСР и поддерживающих их юристов по поводу неконституционности запрета партии в условиях, когда официально чрезвычайное положение Ельциным не вводилось.
Суд посчитал действия Президента правомерными, т.к. КПСС и КП РСФСР активно поддержали незаконные действия ГКЧП: «Приостановление деятельности общественных объединений должно осуществляться, таким образом, в интересах обеспечения безопасности граждан, государственной и общественной безопасности, нормальной деятельности государственных институтов» (суд установил, I, абз. 30)1.
Но судьи при этом сочли излишними поручения, данные в президентском указе правоохранительным органам по поводу расследования деятельности КПСС.
По поводу вступления указа в силу с момента подписания суд посчитал, что указ должен действовать с момента опубликования, но было признано, что документ был доведен до сведения граждан сразу же за подписанием.
В то же время судьи не согласились с претензией Президента к КП РСФСР, что данная партия не проходила регистрацию. Компартия РСФСР не была самостоятельной структурой, была призвана просто объединять коммунистов конкретной союзной республики, координировать работу организаций КПСС на территории РСФСР, возникла по решению Политбюро ЦК КПСС, а не волеизъявлением рядовых граждан, не имела своей программы и устава, к тому же регистрации подлежали не общественные объединения, а их уставы.
Во-вторых, суд не смог прояснить проблематику партийной собственности.
КС РФ интерпретировал действия Президента в плане взятия этой собственности под государственный контроль в качестве меры, в основе которой лежало стремление осуществить сохранность имущества КПСС и КП РСФСР.
Констатировался неопределенный характер собственности в данном случае, ввиду «огосударствления основной массы национального богатства» (суд установил, II, абз. 3)2 и того, что «КПСС была вне гражданско-правового регулирования отношений по поводу ее имущества» (суд установил, II, абз. 5)3. Решать вопрос о принадлежности части имущества (членских взносов, доходов от издательской деятельности), которое наиболее походило на чисто партийную собственность, было предложено в судах общей юрисдикции.
В-третьих, Конституционный Суд РФ дал исчерпывающую характеристику бывшей правящей партии, которая доказывает отсутствие какой-либо благожелательности по отношению к КПСС. Формулировка предельно ясна: «В стране в течение длительного времени господствовал режим неограниченной, опирающейся на насилие, власти узкой группы коммунистических функционеров, объединенных в политбюро ЦК КПРСС во главе с генеральным секретарем ЦК КПСС» (суд установил, III, абз. 1)4.
Далее перечислены все негативные стороны, присущие Компартии в нашей стране: руководство присвоило государственные полномочия, проводя назначения должностных лиц государства, контролировало СМИ, использовало государственные средства для своих нужд, действовало втайне от рядовых членов, сводило нормы о партийном контроле и отчетности к фикции.
В-четвертых, суд исключил возможность восстановления руководящих структур КПСС и КП РСФСР в прежнем виде, посчитав их деятельность антиконституционной.
В-пятых, КС проявил избирательный подход при вынесении решения. Несмотря на отмеченную в решении длительную поддержку «низами» действий партийной верхушки, судьи провели разграничительную черту между руководящими органами и первичными организациями партии, которые были созданы по территориальному признаку.
Из последнего соображения, во многом, и родилась формула, которая позволила заново создать в России Коммунистическую партию.
Главное – были восстановлены первичные организации и подтверждено право членов КП РСФСР образовать новую (!) политическую структуру.
Диалог суда с противниками КПСС
Ответ на инициативу депутатов Румянцева, Котенкова, Безрукова и адвоката Макарова о необходимости признания неконституционности КПСС и конституционности указов Президента – пример, как суд может мастерски обойти аргументацию заявителей.
В постановлении отмечено, что уже год КПСС и КП РСФСР не существуют, что нет никакого смысла признавать указы конституционными, «так как любой акт государственного органа считается конституционным, пока в предписанном Конституцией или законом порядке не установлено обратное» (суд установил, IV, абз. 10)5.
Институализация Компартии
Полученная по итогам процесса в Конституционном Суде РФ санкция на создание Компартии вывела процесс её институализации (в новых политических условиях) из тени, подполья в публичное пространство.
Уже 13-14 февраля 1993 года был проведен съезд, который в летописи российского коммунистического движения и в Уставе КПРФ пронумерован как второй6. Под первым понимается единственный съезд (учредительный) КП РСФСР, состоявшийся в 1990 г. Выходит, несмотря на то, что в постановлении КС РФ говорилось о праве создать новую партию, даже в юридической плоскости была проведена четкая линия на преемственность. В соответствии с решениями съезда организация получила новое название – Коммунистическая партия Российской Федерации (КП РФ – именно такой, раздельной была изначально аббревиатура). Были приняты Программное заявление (Программа партии будет принята лишь в 1995 г. и просуществует почти в неизменном виде вплоть до 2008 г.7) и Устав.
Большое влияние на развитие партии оказало то, каким образом был решен основной кадровый вопрос: председателем Центрального исполнительного комитета (ЦИК) КП РФ избрали Геннадия Зюганова, который с тех пор остается бессменным лидером КПРФ. Тогда же возникла т.н. проблема «коммунистической многопартийности», т.к. РКРП и другие партии коммунистической направленности не вошли в состав КП РФ, избранный замом председателя Михаил Лапшин возглавил Аграрную партию России. В 90-е гг. помимо КПРФ на левом фланге действовали и другие организации со сходными программными целями, которые критиковали «официозных» коммунистов за умеренность, оппортунизм, соглашательство с режимом.
***
Приняв решение о защите интересов КПСС и КП РСФСР, подав заявление в Конституционный Суд РФ, добившись права на формирование партии, в название которой есть слово «коммунистическая», закрепив в Программе и Уставе партии положение о преемственности, создатели КПРФ создали почву для проведения сопоставления прежней и нынешней Компартии.
Для исследователей диагностирование связи КПСС и КПРФ и конкретных характеристик данной связи представляет научный интерес. Для политических оппонентов обнаруживаемые различия между идеологией и практической деятельностью двух партий становятся удобным поводом для критики и обвинений в адрес КПРФ, во-первых, в отходе от первоисточника, от марксизма-ленинизма, а, во-вторых, в ответственности современных коммунистов за отрицательные или интерпретируемые как отрицательные явления советского периода истории России.
Примечания:
1 Вишневский Б. Судья Гадис Гаджиев: «Мы собрались вечером, действительно, без мантий» // Новая газета. 2011. 16 июня.
2 Там же.
3 Там же.
4 Там же.
5 Там же.
6 Устав Коммунистической партии Российской Федерации (принят II Чрезвычайным Съездом КПРФ 14 февраля 1993 года. Изменения и дополнения внесены: IV Съездом КПРФ 20 апреля 1997 года, V (внеочередным) Съездом КПРФ 23 мая 1998 года, VIII (внеочередным) Съездом КПРФ 19 января 2002 года, XI (внеочередным) Съездом КПРФ 29 октября 2005 года) (далее – Устав КПРФ) / Коммунистическая партия Российской Федерации в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (2005-2008) / Сост. В.Ф.Грызлов. – М.: Издательство ИТРК, 2008. – 440 с. – С. 20.
7 Программа Коммунистической партии Российской Федерации. – М.: ИТРК, 2001.