Политическая экономия коррупции
Олег Комолов
Последнее время в России популярной темой общественной дискуссии стала проблема коррупции. Ей посвящены массовые митинги, публикации в СМИ, политические ток-шоу. Зачастую о коррупции говорят как о главной проблеме, не позволяющей нашей стране успешно развиваться.
Оценить масштабы коррупции в стране весьма затруднительно. Наиболее известный числовой показатель – индекс восприятия коррупции — публикуется организацией «Transparency International» и представляет собой чисто субъективную оценку, составленную на основе экспертных заключений. По нему Россия занимает 134 место из 176, находясь где-то между Непалом и Гватемалой.
Когда разные эксперты или политические деятели говорят нам о том, что коррупция стала причиной всех наших бед – низких пенсий, высокой инфляции и дефицита бюджета – мне трудно с этим согласиться. Коррупция является скорее следствием экономических проблем России. По сути дела, не так важно, какого размера взятку получил какой-нибудь министр от какого-нибудь олигарха. Ведь, как говорится, всё уже украдено до нас.
Коррупция, с точки зрения политической экономии, представляет собой лишь форму перераспределения средств внутри правящего класса. Деньги эти уже изъяты из общественного оборота: как из наших зарплат, так и из реального сектора экономики. Они не возвращаются в производство в виде инвестиций, а становятся той частью прибавочной стоимости, которая идёт на собственное потребление капиталиста. Так вот коррупция является той схемой, которая уменьшает собственное потребление капиталиста А (собственника конкретного предприятия) и увеличивает потребление капиталиста Б (занимающего пост министра). В конечном счёте для нас с вами не составляет принципиальной разницы, станут ли изъятые у общества средства яхтой Eclipse или виноградниками в Тоскане.
Чтобы бороться с корнем этой проблемы совершенно недостаточно призывов к борьбе с коррупцией. Необходимы серьёзные экономические преобразования, касающиеся в первую очередь вопросов собственности. Большая часть отраслей экономики в России приватизирована. Частные собственники – национальные по форме, но компрадорские по содержанию — не заинтересованы в развитии внутреннего рынка, а их цели связаны с сиюминутным заработком и дальнейшим выводом его в офшоры. До тех пор, пока эти отрасли не будут включены в общественный сектор, источник коррупции в России не иссякнет.