Единый день голосования: и скучно, и грустно…
Олег Комолов
13 сентября в России состоялся Единый день голосования, затронувший многие регионы нашей страны. Результаты выборов и перспективы их участников комментирует политический аналитик Кирилл Николенко.
Нисходящая линия уровня явки на выборах, состоявшихся в прошедшее воскресенье, уже не вызывает каких-либо эмоций. Приходится повторять, что падение интереса к выборам связана с предопределённостью их результатов.
Отдельные всплески конкурентности, как это имело место в Иркутской области, ряде других регионов и муниципалитетов, не делают погоды. Власть срабатывает чётко, приводя к урнам многократно сагитированный, заряженный электорат.
При низкой посещаемости выборов это позволяет получать половину и больше голосов. Парламентские «оппозиционные» партии при таком раскладе проигрывают со значительным отставанием от фаворита, хотя там, где у местных, региональных отделений есть стремление к победе, вполне возможно достижение успеха.
В качестве примеров можно привести результаты Сергея Левченко и Сергея Мамаева на губернаторских выборах в Иркутской области и Марий Эл соответственно. Даже непарламентские силы способны получать мандаты на самом сложном участке — в мажоритарных округах. Полагаю, что локальные прорывы, которые наблюдаются, ведут к тому, что политические партии не станут менять тактику своей работы, ещё более уверятся в том, что путь согласований, лавирования, приспособления оптимален. А «плохим» для них будет РПР-ПАРНАС, образчик того, к чему приводит бурная активность организации, находящейся в конъюнктурной конфронтации с властью.
Прошедшие 13 сентября выборы — последняя серия «игр» перед думской кампанией. Полагаю, что к ней КПРФ, ЛДПР и СР придут неподготовленными. Представительство в нижней палате сузится из-за возвращения одномандатных округов. В то же время в новой-старой системе содержится элемент утешительного приза, ведь по «мажоритарке» в Госдуму можно дать пройти лидерам отдельных структур, допустим того же «Яблока», «Родины», «Партии пенсионеров» и др.
Следует отметить, что в результате реформы партийного строительства 2012 года к нынешнему моменту практически не появилось «свежей струи» ни на одном из идеологических флангов, если не считать либерального стана, где РПР-ПАРНАС выглядит живее и напористее «Яблока». Остальные вновь образованные партии ничего существенного из себя не представляют. На левом полюсе спектра конкурентов для КПРФ нет. «Коммунисты России» и «КПСС» — откровенные спойлеры, которых не воспринимают серьёзно. Социалистическая риторика СР отходит на второй план, а организация выглядит всё аморфнее. Центристы представлены откровенными сателлитами ЕР в лице «Родины» и т.п. Причём они уже начинают сами себя изживать. Допустим, имеются «Российская партия пенсионеров за справедливость» и «Партия пенсионеров России», так сказать, спойлеры второй очереди.