В России заговорили о новой волне продовольственной инфляции
Сергей Зинцов
Курс рубля снова пошёл вниз, что провоцирует дальнейшее повышение цен. Как пишут «Известия», поставщики предупреждают о скором подорожании продуктов питания.
Так, руководство торговой сети «Ашан» сообщает о том, что уже получило извещение от оптовых баз о повышении цен на хлеб и хлебобулочные изделия, а также бытовую химию. И хотя торговые магнаты заверяют, что «предпримут все необходимые меры для нивелирования негативного эффекта», события конца 2014-начала 2015 гг. наглядно продемонстрировали, что всё это – не более, чем пустые обещания.
Поставщики группы компаний «Дикси» также уже предупредили, что собираются повышать цены на 10%. Директор компании по внешним связям Е. Куманина заявила, что наиболее зависимы от падения рубля являются импортные сорта алкоголя, бытовой химии, овощей и фруктов.
Директор «Руспродсоюза» Д. Востриков подтвердил, что основания для роста цен есть: «Себестоимость большинства российских продуктов сильно, напрямую или косвенно, зависима от курса иностранной валюты, так как значимая часть упаковки, сырья, ингредиентов, оборудования — импортные». И хотя, по его словам, торговые сети стараются не слишком завышать цены, т.к. из-за этого неуклонно уменьшается покупательная способность населения, нас ждет весьма неприятная перспектива.
Только за последние два месяца рубль подешевел с 49,2 рубля за доллар до 65 рублей, евро — с 55 до 72 рублей. Нас убеждают, что все дело – в снижении цены на нефть, однако это лишь внешняя сторона проблемы. Все мы помним, как в годы перестройки нас убеждали: «Зачем строить заводы, если дешевле купить за границей?..» Под таким лозунгом в России было разгромлено сельское хозяйство и промышленность, а взамен установлена до неприличия примитивная экономическая модель керосиновой лавки: еда, одежда и техника в обмен на углеводороды.
Сейчас Россия вынуждена импортировать более 60% продуктов питания. Кроме того, фактически все товары, которые можно встретить на полках российских магазинов являются либо импортными, либо квазиимпортными. Даже то, что имеет логотип «сделано в России», к нашей стране имеет весьма посредственное отношение. Взять, к примеру, картофель марки «Синеглазка» — якобы российского происхождения. Если проследить историю его производства, то мы увидим, что голландский посевной картофель был высажен канадской сеялкой в российский грунт, вспаханный американский трактором, затем удобрен польскими химикатами и собран таджикскими руками. Вопрос: с какого момент картошка становится российской?
Несмотря на громкие заявления об импортозамещении, реальный запрет поставок из-за рубежа в течение нескольких месяцев привёл бы Россию к гуманитарной катастрофе. Для того, чтобы обеспечить страну хотя бы самым основным, необходимо развивать промышленное и сельскохозяйственное производство. В условиях санкций и закрытия зарубежных рынков кредитования для российских компаний реально осуществить эту идею даже в среднесрочной перспективе представляется делом фактически нереализуемым.