Другие новости

«Мигрантская ломка» российской экономики

12 января 2015 20:28
Сергей Корнеенко


Ни для кого ни секрет, что экономика России во многом зависит от дешевой рабочей силы, представленной мигрантами из стран бывшего СССР.  Строительство, торговля, деревоперерабатывающая промышленность, транспорт, нефте- и газодобыча не могут обойтись без труда наемных низкооплачиваемых рабочих, зачастую трудящихся без выходных по 12 и более часов в день и проживающих в спартанских условиях.

Причем основная масса таких работников соглашается на это совершенно добровольно — 20 тысяч рублей в месяц у себя дома они заработать не в состоянии. Экономика их родных стран настолько разбита, что, порой, не способна обеспечить такие зарплаты даже сотрудникам руководящего звена. Но с началом кризиса рынок рабочей силы был подорван, что грозит российской экономике немалыми проблемами. Граждане Таджикистана, Узбекистана, Украины, Молдовы и других республик массово покидают Россию, не в состоянии заработать столько, чтобы содержать семью у себя на родине и как-то прожить самим в России.

Падение рубля серьёзно ухудшило их экономическое положение — иностранные рабочие переводили большую часть заработной платы в доллары и пересылали их домой, сохраняя на проживание незначительную ее часть. С ростом цен и изменением обменного курса пересылать стало нечего, а покупательная способность зарплат упала. Мигранты потянулись домой.

Сотрудники железнодорожных вокзалов и аэропортов отмечают массовый выезд на родину граждан Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана, который достиг такого накала в предновогодние дни, что людям приходилось сутками ночевать у касс в ожидании случайного билета. И возвращаться большинство из них не намерено.

Один из опрошенных нами московских работодателей, назвавшийся Рауфом, подтвердил эту тенденцию и объяснил, что до кризиса более-менее квалифицированный легальный мигрант, например, в продовольственной сфере, получал 20 тысяч рублей (около 700 долларов по курсу начала 2014 года). Больше половины из них он был в состоянии отложить или переслать на родину —  это большие деньги для, например, Таджикистана или Узбекистана. Сейчас же в долларовом выражении он может перевести не более 200 условных единиц. Такую сумму большинство из мигрантов могут заработать и дома, причем проживая рядом с семьёй в нормальных бытовых условиях и полноценно питаясь.

Увеличивать и без того небольшую заработную плату никто не собирается — нет ни экономических предпосылок, ни возможности, ни желания. А набрать на место мигрантов рабочих из России и тем самым полностью заменить их не представляется возможным. Вот только несколько выдержек из объявлений о трудоустройстве, размещённых в сети и в офлайне.

«Требуется 20-30 монолитчиков на строительство коттеджей. Обеспечиваем жильем, инструментами. Выплачиваем аванс». При обращении по этому объявлению выясняется, что жилье — это одна комната на двадцать человек, из всех удобств только туалет на улице, да баня раз в неделю. Аванс составляет 5 тысяч рублей, в конце месяца — ещё 10 тысяч.

Кто знаком с работой монтажников на монолитном бетонном строительстве, такие условия назовет совершенно издевательскими. Поэтому и висит это объявление больше месяца. Монолитное строительство требует не только определенной квалификации, но и физической силы и выносливости, тем более, что работать приходится почти без выходных по 12 и более часов в день. Когда заработная плата была в пределах 800 долларов в месяц, то вакансий почти не было. Но в сегодня, в не самый удачный для российской экономики, вряд ли кто согласиться на такие условия.

Трудиться на складе за 15 тысяч рублей приглашают грузчиков, упаковщиков и водителей погрузчиков. Для них требуется разрешение на работу по Москве, что также несёт дополнительные расходы для мигрантов. Даже учитывая то, что работать предстоит в помещении, заработная плата слишком мала для большинства гастарбайтеров, не говоря уже о гражданах России.

Немало вакансий, на которые работника примут без документов. Например, на должность дворника, грузчика и уборщика в небольшие магазины. Но заработная плата там не превышает 12-15 тысяч. Правда многие обещают бесплатное питание, которое на деле оборачивается сухим пайком в минимальном объеме. Нагрузки там ниже, чем на строительстве, но 12 часов шесть дней в неделю, да еще при проживании в стесненных условиях мало кого прельщают. Поэтому большинство подобных призывов тоже остаются без ответа.

На предприятиях лесоперерабатывающей промышленности обещают больше — до 1150 рублей в день. Однако повышение оклада происходит за счет сокращения количества работающих, как признался работодатель. На практике это означает, что нагрузки возросли пропорционально количеству сокращенных рабочих. Желающих работать на этом тяжёлом производстве также не находится, а предприятие, по признанию администрации, движется на пути к банкротству.

Таких примеров можно привести десятки из самых разных отраслей хозяйства. Мигранты уезжают, а заместить их местными жителями предприятия не могут. Россияне не желают работать за низкую зарплату без отпускных и праздников, да и квалифицированного работника найти сегодня всё труднее. Во многих регионах, например, каменщиков или штукатуров не готовят вообще. А немногочисленные мастера предпочитают работать индивидуально.

По официальным данным, в России трудится более 12 миллионов иностранных рабочих из стран СНГ, по неофициальным – около 22 млн. Значительная часть из них уедет домой навсегда. Но что станет в этом случае с российской экономикой, которая основательно подсела за последние девятилетия не только на «нефтяную», но и «митгранскую иглу»? Сможет ли Россия заменить многомиллионную армию каменщиков, водителей и дворников работниками с вузовскими дипломами, да и захотят ли последние брать в руки метлу или мастерок? Но даже если нужда заставит офисного клерка кардинально поменять профессию, станет ли он терпеть рабские условия труда, на которые соглашаются граждане соседних государств. Вряд ли. Для экономики это будет означать рост расходов производителей, и, как следствие, очередной скачок цен и тарифов.

Единственный выход из сложившейся ситуации, как из всего кризиса российского капитализма,  может быть связан только со сменой модели экономического развития, переходом к экономике закрытого типа с рассчётом на внутренние источники роста и кардинальной сменой социально-экономической политики государства.

Однако власть показывает, что такой вариант развития ею не рассматривается. В недавнем послании Федеральному Собранию В.В. Путин заявил о дальнейшей либерализации экономики России, что будет означать закрепление страны в её нынешнем статусе «банановой периферии». поставщика ресурсов для мировых господ. Эта риторика подкрепляется и практикой: согласно всем канонам неолиберализма, государство первым дело сокращает социальные расходы – на образование, науку, здравоохранение, ЖКХ.  Несмотря на псевдопатриотические заявления, российская правящая элита в силу своей классовой ограниченности в принципе не способна принять необходимые меры. Для народа это ставит чёткую альтернативу — или же затянуть пояса потуже и надеяться на лучшие времена, или же бороться за своё будущее.

8 комментариев
Читайте также

Семейные ценности – и ширма, и содержание

В России провластные и околопровластные СМИ то и дело говорят о защите так называемых «семейных ценностей» от пропаганды нетрадиционной сексуальной ориентации, идущей с Запада. На Западе не опровергают этого, наоборот, подтверждают — только прикрываясь так называемой «свободой личности» и «равноправием гендеров».

Почему многополярность лучше?

Фатальная ложь

Так где же режим более фашистский?

Казахстан. Красноречивый факт

Помоги проекту
Справочник
Справочник

Наш баннер
Счётчики
© 2005-2013 Коммунисты Столицы
О нас
Письмо в редакцию
Все материалы сайта Комстол.инфо
Красное ТВ МССО Куйбышевский РК КПРФ В.Д. Улас РРП РОТ Фронт Коммунисты кубани
Коммунисты Ленинграда ЦФК MOK РКСМб Коммунисты кубани Революция.RU