Спекулянты, Шах и Ходжа Насреддин
Владимир Гарматюк
Однажды в высоком федеральном собрании со своим посланием к народу выступил Шах и сказал, что в стране развелось много опасных валютных спекулянтов, которые, нагло, не скрываясь, грабят народ и государство.
В продолжение своей речи, обращаясь к министрам и главному хранителю банка, Шах приказал объединиться в усилиях и публично изобличив спекулянтов, строго их наказать. Чтобы впредь у всех прочих любителей легкой наживы, такую охоту отбить.
Приказ отдан, надо исполнять, а кого наказывать, где искать спекулянтов вельможи не знают. После собрания все они собрались и в растерянности и спрашивают друг у друга: — «Кто те самые спекулянты, которых Шах повелел наказать? Где нам их найти? Кто они»? Но кого бы не спрашивали, никто не знает, а у Шаха вельможи спросить боятся. Мало ли что ему сгоряча в голову придет. Вдруг за несообразительность уволит.
На другой день Шах вызывает к себе своего советника Ходжу Насреддина и говорит: — «Вчера я отдал приказ наказать валютных спекулянтов. Составь мне список этих самых отъявленных бесстыжих негодяев. Их надо будет публично строго наказать».
Ходжа Насреддин, не откладывая дело, взял бумагу и тут же составил список.
Первым в него он включил Шаха, вторым главного хранителя банка, затем главного визиря, далее министра финансов, других министров правительства и всех до одного депутатов верховного собрания.
Шах, посмотрел на список и побледнел от злости. У него даже от потрясения выступил холодный пот.
— Ты что же этот тут написал. Ты считаешь, что я самый первый наглый, опасный государственный спекулянт, который грабит свой народ и государство?
— Не гневайся великий повелитель, – смиренно отвечал Ходжа. — Ты же сам приказал составить список самых опасных спекулянтов. А я всего лишь выполнил твой приказ. Люди ведь видят и от народа «шила в мешке не утаишь». Ты и есть тот самый опасный наглый спекулянт. Не ты ли несколько дней назад перед народом хвастался, что наполнил расходный бюджет для услады своих вельмож миллиардами спекулятивных денег от девальвации отечественной валюты. Не ты ли этим самым ограбил свой народ, способствуя росту цен. Не с твоего ли разрешения существует притон для спекулянтов – валютная биржа. Не тебе ли в первую очередь она выгодна. Не тебе ли удобно, чтобы неизвестные валютные спекулянты отвечали за твои ошибки. Не тебе ли выгодно переводить на спекулянтов свою вину и за их счет скрывать банкротство политики управления в экономике и отсутствие стратегии. Мелкие спекулянты не так опасны, как те, которые прикрываются высокими должностями, обманом и полицейскими дубинками. Не тебе ли выгодна цензура и отсутствие публичного диалога с властью.
«Где растрясешь государство ворохами, там его не соберешь крохами».
Кто любит Россию, тот должен желать для неё не только свободы слова в «Гайд-парке», а возможности открытого и равноправного диалога народа с властью.