20 лет трагедии
Алексей Пузицкий
Скоро исполнится 20 лет с трагедии 1993 года. И по-прежнему не дают покоя больные вопросы: что же было не так, можно ли было повернуть судьбу огромной страны в другую сторону, что сделано не так тогда тобой лично.
Перечитал свои заметки, написанные через пару месяцев после расстрела Верховного Совета. Старался в них сохранить ощущения тех дней и события. Без упоминания имен товарищей, бывших рядом в Белом Доме. Боялся подставить их, «амнистией» еще не пахло и ахеджаковы продолжали призывать «добить гадину». Многие защитники Белого Дома были в тюрьмах или скрывались.
За 20 лет появилось много свидетельств, документов о тех событиях. Общая картина трагедии прояснилась. Но остались важные, не раскрытые полностью до сих пор факты, тщательно скрываемые режимом:
— о преступлениях ОМОНа, милиции в Москве,
— о действительном количестве жертв,
— об участии иностранных спецслужб и военизированных подразделений типа Бейтар,
— о снайперах, приехавших под видом спортсменов и вооруженных с воинских складов.
— о позициях снайперов вокруг Белого Дома (на крышах домов, гостиницы Украина, здании посольства США), о стрельбе снайперов по зевакам и военнослужащим.
— об экипажах БТР в спортивных костюмах, начавших штурм БД и расстреливавших из пулеметов безоружных защитников. Утверждалось, что это были «афганцы-добровольцы». Но слишком профессионально они действовали для добровольцев.
— об участии экипажей вертолетов, подлетавших к БД 4 октября. В БД была команда «не стрелять» по вертолетам.
— о формировании колонны мародеров во дворе соседних домов и проникновении мародеров в БД, хотя БД уже был оцеплен. Потом этих мародеров при выходе обыскивала милиция, ТВ поясняла, что это «защитники БД» с награбленным имуществом.
— о массированном огне из мэрии в сторону гостиницы «Украина» после выхода из БД Руцкого и других руководителей. Судя по вспышкам лазерных прицелов из окон гостиницы, там располагались снайперы, готовые вести огонь. Кто пытался их подавить?
— об уничтожении трупов после захвата БД. Есть свидетельства о вывозе на трайлерах в мешках и на баржах. Где уничтожались трупы?
Таких вопросов много. Дать на них ответ способно честное расследование, невозможное при нынешнем режиме. Готовность к такому расследованию покажет действительную готовность власти к осуждению антиконституционного переворота, изменившего судьбу мира и страны.
Что же было не так с нашей стороны в октябре 1993? Необходим полный анализ событий, соотношения сил, роли СМИ, качеств руководителей, готовности народа к сопротивлению. Мне не под силу проделать такой анализ. Многие факты закрыты до сих пор. А на основе личных впечатлений, свидетельств очевидцев и многих публикаций такой анализ явно не полон.
Некоторые выводы я осмелюсь высказать.
1.В решающие переломные моменты у руководства и исполнителей (бойцов) не должно быть иллюзий о происходящих событиях и противнике.
Такими иллюзиями питались руководители БД и многие бойцы. Назову некоторые из иллюзий:
— Ельцин близок к краху, его власть на грани,
— он не осмелится стрелять по законному парламенту,
— Запад его не поддержит,
— большинство Советов не поддерживают Ельцина,
— армия с нами,
— народ тоже против Ельцина.
Часть иллюзий создавалась противником как дезинформация. Она внушала уверенность, что власть падет сама при массовых протестах, без особых усилий. Так на стенах БД появились листовки с информацией о готовности самолетов вывезти Ельцина и других из России и о закрытии границ для них, о болезни Ельцина, о поддержке БД Северным флотом и много подобной дезы.
Я полагаю, что аналогичная деза поставлялась и руководителям БД, убеждая их в легкости победы. Определенные авансы выдавались руководству БД рядом высокопоставленных военных, посещавших БД. Например, Командующим Сухопутными войсками.
Создавалась иллюзия, что массовыми выступлениями безоружного народа можно свергнуть Ельцина, де-юре уже не президента.
У Ельцина и его советников таких иллюзий не было. Они готовы были к самым кровавым расправам. Готовили заранее экипажи танков и БТР, иногородних палачей, предателей-депутатов, снайперов. Получали громадные наличные деньги из банка, вооружали волонтеров.
Ничего подобного руководство БД не хотело и не могло делать. Ни военной поддержки, ни больших денег, ни вооружения народа. Полк зашиты ВС был полком безоружных людей, несколько десятков автоматов у Союза офицеров, почти полное отсутствие связи с регионами и войсками. Соотношение реальных сил явно не в пользу БД.
2. О поддержке народа. Десятки тысяч героев вышли на улицы Москвы поддержать ВС. Многие были готовы сражаться на стороне ВС.
Но поразило общее настроение в Москве. Вечером я вышел из окруженного БД и прошел к Арбату. На улицах заполнены все кафе, молодежь веселится, пьет пиво, танцует. Хотя рядом темный, обесточенный, холодный БД, оцепленный милицией. И протестные митинги по всей Москве.
3. Для победы над кровавым врагом народных демонстраций недостаточно. Решает реальная сила. Тогда в Москве верный конституции танковый полк мог бы решить исход противостояния и предотвратить переворот. Но в руководстве не оказалось людей, способных опереться на реальную силу. Не было русского Чавеса.