
«Красный» губернатор как он есть
Кирилл Николенко
Давно почил в бозе «красный пояс» (регионы, в которых приходили к власти представители КПРФ и их союзников), от него осталась лишь Владимирская область. Со стороны может показаться, что здесь что-то особенное есть. На самом деле, это лишь вывеска, не отражающая содержания.
Плюсов для области особых нет в том, что губернатор Виноградов номинально находится в «оппозиционном» стане. Регион регулярно находится в «хвосте» прежде всего по уровню доходов населения, по уровню жизни семей с детьми.
В этой связи небезынтересно, а как сама партия относится к деятельности такого губернатора. К владимирским коммунистам вопросов нет. Они выполняют роль защитников Виноградова по любому поводу, выступают в качестве, скорее, придворной партии главы региона.
А вот как обстоит дело с федеральным руководством КПРФ?
В средствах массовой информации, если есть повод, Зюганов традиционно высказывается в поддержку последнего из коммунистов в исполнительной власти.
Когда Бюро обкома в 2008 году решило рекомендовать Николаю Владимировичу приостановить членство в партии (хотя это можно сделать лишь по личному письменному заявлению самого коммуниста), федеральное руководство Компартии отнеслось к этой эквилибристике с пониманием.
На последнем съезде Виноградов заседал в президиуме.
Но это детали.
Есть ли у КПРФ четкий взгляд на то, как должен работать губернатор-коммунист, что ему вменяется в обязанности? – На самом деле, есть. Он ясно изложен в докладе первого зампреда ЦК Ивана Мельникова на пленуме еще в 2004 году («КПРФ: строить систему народовластии», «Советская Россия», 2004, 30 марта).
Когда читаешь данную речь, прям как в зеркало глядишь и видишь в нем именно владимирский вариант и губернатора Виноградова, причем в негативном плане.
Не будет социализма в отдельно взятой… области
Главное в выступлении Мельникова – «невозможно при нынешнем устройстве системы власти существенно улучшить ситуацию в отдельном регионе». Будет происходить конфликт между ожиданиями граждан от губернатора-коммуниста и тем, что имеется в реальности, оттого трудно будет отличить «нашего губернатора от не самого плохого управленца от власти».
Губернатор-коммунист и Кремль
Усиливается централизация финансовых потоков, поэтому губернатор от Компартии будет вынужден склоняться «в пользу компромисса с властью и в ущерб принципиальной позиции», а «губительные реформы начинают проводиться нашими же руками». Это Мельников считает недопустимым: «Для партии, которая находится в жесткой оппозиции режиму, политическое маневрирование, которое приводит к утрате политического лица, … неприемлемо и невозможно».
Вот это как раз таки владимирский случай.
Мельников: «…губернатор должен стать … такой фигурой, которая не может ассоциироваться с образом «представителя центра в регионе», как это часто получается в реальности».
Более лояльного Кремлю главу региона, чем Виноградов, надо еще поискать. Да и никогда мы не забудем, как губернатор публично, в эфире заявил, что стране нужна сильная партия, как «Единая Россия», что ему приятно работать совместно с «единороссами», и как в 2011 году недвусмысленно поддержал Путина на пост Президента.
В то время как КПРФ в Госдуме и в других регионах проклинала Михаила Зурабова, клеймила позором Татьяну Голикову, именно наш губернатор подчеркивал, что область впереди России всей по «оптимизации здравоохранения» (в частности в плане сокращения коек). Если думские коммунисты прохладно отнеслись к передаче медицины с местного уровня на региональный, то у нас в области, наоборот, губернатор-член КПРФ этот процесс всячески продвигает.
Губернатор-коммунист и партия
Первый заместитель Зюганова полагает, что плохие показатели КПРФ на выборах — вина в т.ч. губернатора-коммуниста: «…после выборов 2003 года результат партии и одномандатников был именно в “красных регионах” особенно плохим — и ответственность за этот результат должны нести не только партия и региональная партийная организация, но и руководители регионов».
Действительно, Владимирская область не демонстрирует сверхголосования за КПРФ, результат обычно всего на 1-1,5% выше, чем в целом по стране. Явка низкая, поэтому, на деле, даже вот эта разница в 1-1,5% не играет никакой роли в масштабах России.
Виноградов никогда не возглавлял список кандидатов от партии в Заксобрание. Его сторонники считают, что в регионе более «демократическая» обстановка, потому что губернатор никому не подыгрывает, т.е. сохраняет равноудаленность от всех участников предвыборной гонки. Такой нейтралитет воспринимается Мельниковым негативно: «…напрашивается предположение, что теперь поддержанные нами губернаторы в большинстве своем не только осторожно выбирают политику нейтралитета на выборах, но и зачастую осознанно или неосознанно становятся частью административного ресурса власти».
Взгляды губернатора-коммуниста
Мельников: «Пребывание коммунистов … у штурвала исполнительной власти в той форме, как это происходит сейчас, зачастую приводит к серьезному изменению их политических оценок. Мы помним, с какой радикальной пылкостью… выступали некоторые наши товарищи на Пленумах и съездах до своего избрания — и помним, как они же, уже после избрания, убеждали нас в необходимости сотрудничества с властью».
***
Вот видите, как отлично выглядит всё на словах.
Первый зампред ЦК КПРФ абсолютно точно нарисовал картину, во что превращается правление губернатора-члена КПРФ, когда он впрягается в кремлевскую «упряжку». Совпадение между описанными негативными сторонами и реалиями губернаторства Виноградова близится к 100%.
Только вот меры руководство Компартии не принимает.
Более того, чем больше появляется мнений, что Николай Виноградов вскоре будет отправлен в отставку, тем чаще представители руководства КПРФ заявляют, что будут и впредь поддерживать Виноградова в его губернаторских амбициях.