Криминальные корни постсоветских элит
Олег Комолов
Близится очередная годовщина распада СССР. 26 декабря 1991 года Верховный Совет СССР принял декларацию о прекращении существования первого в мире государства социальной справедливости. Причина распада Советского Союза – сложная, комплексная и многогранная проблема, полноценное исследование которой требует глубокого анализа на уровне не ниже докторской диссертации.
Сегодня попытаемся рассмотреть одну из многочисленных граней этой проблемы. Ту, которую следует отнести к субъективным факторам, влияющим на процесс развития истории.
Речь пойдёт о предпосылках к формированию в республиках СССР определённых слоёв общества, кровно заинтересованных в падении Союза и всей системы социализма. В 90-е годы именно они составили большую часть национальных элит бывших союзных республик.
Условия для развития будущей элиты капиталистической России и других республик были заложены с началом деятельности М.С. Горбачёва на посту руководителя СССР. Тогда, летом 1985 года, в стране был введён т.н. «сухой закон». Принятие этого закона было в полном смысле этого слова волюнтаристским актом, поскольку абсолютно непроработанным оказался вопрос выполнения этого закона. В тех условиях сокращение оборота этанолосодержащих веществ стало чрезвычайно питательной почвой для роста коррупции и хищений. Люди не стали меньше пить, просто легальный оборот алкоголя был замещён нелегальным производством подпольного самогона и левыми производствами на ликёроводочных заводах.
Производство, продажа, экспедирование такого алкоголя, инкассация и накапливание вырученных денег, бухгалтерия – всё это вывело организованную преступность в СССР на новый уровень и способствовало её значительному разрастанию. Позже, когда в 1988-89 годах действие «сухого закона» сошло на нет, эти преступные цепочки переориентировались на распространение сначала лёгких, а потом и тяжёлых наркотиков, на развитие проституции. За несколько лет организованная преступность сумела заработать на этом колоссальные деньги.
Ещё одним источником незаконного заработка стала объявленная Горбачёвым либерализация всего и вся. В 1988 году были приняты два закона, практически уничтожившие экономику СССР – «Закон о кооперации» и «Закон о государственном предприятии (объединении)». Помимо прочего, эти законы, также как и «сухой закон» создали чрезвычайно благоприятную почву для коррупции и хищений.
Тогда «предприимчивые» директора советских заводов стали стремительно создавать вокруг себя фирмы, которые занимались поставкой сырья, реализацией готовой продукции, различным аутсорсингом. С помощью этих структур мошенники получили прекрасную возможность красть государственные деньги ныне всем известными путями: играя контрактными ценами при продаже и покупке того или иного товара.
Также либерализация позволила преодолеть им барьер между наличными и безналичными деньгами. В итоге безналичные фонды развития, существовавшие практически на каждом предприятии и направлявшиеся на внутренние инвестиции, были быстро растасканы.
В итоге в конце 80-х годов в стране сформировался пласт людей, имевших большие и нелегальные доходы. У этой группы, не очень большой по численности, но сравнимой со всем остальным населением по деньгам, появились свои интересы. Главной их проблемой того времени стала необходимость легализовать криминальные капиталы в государственном масштабе. Эти люди осознали свои системные интересы, а также что социалистическая система не позволяла их реализовать и являлось их системным врагом, которого надо было уничтожить.
Одновременно с этим велась политика по уничтожению накоплений граждан на банковских счетах их лоббистами в органах государственной власти. В результате к моменту начала приватизации принять непосредственное участие в ней смогли лишь вышеупомянутые представители криминала.